>Золотой фонд «Аскольда»
Долгая, славная история орденоносного завода «Аскольд» и его трудовая биография немыслимы без ветеранов предприятия. Именно они заложили фундамент завода, который сегодня входит в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, и являются его золотым фондом.
«Аскольд» не забывает о тех, кто своим профессиональным многолетним трудом вершил судьбу завода.
Участник Великой Отечественной войны и войны с Японией Николай Николаевич Яковенко после войны устроился на завод № 515, ныне «Аскольд», в литейный цех учеником плавильщика. Через год он возглавил бригаду.
В 48-м цех представлял собой помещение барачного типа с земляным полом. Из оборудования – три формовочные машины и одна литейная немецкого производства. Во время войны в этом здании труженики тыла наполняли мины тротилом. Долгое время со стен барака не удавалось смыть въевшуюся тротиловую пыль.
Плавильщики формовали заготовки арматуры, делали ширпотреб. За время своей трудовой деятельности Николай Николаевич освоил несколько профессий: формовщика, электрорезчика, газосварщика, газоэлектросварщика.
Завод «Аскольд» быстро рос и стремительно развивался. Один за другим вводились в эксплуатацию новые цеха, новое и современное оборудование. Номенклатура изделий увеличивалась с каждым годом. Николай Яковенко стоял у истоков освоения литья в кокиль, в землю, центробежного литья. Цех осваивал заказ на судовую арматуру из цветного металла для атомного ледокола «Ленин».
Позже Николай Николаевич освоил профессию сварщика. Трудился в цехах 24, 38. Через его умелые руки наставника прошло много учеников из ремесленного училища.
Николай Николаевич был депутатом двух созывов Арсеньевского городского Совета депутатов трудящихся. Был членом комиссии по здравоохранению, которая проверяла медучреждения.
Избирательный участок – частный сектор. От жителей было много наказов, и все они успешно выполнялись.
Если перечислить все поощрения и награды за многолетний добросовестный труд Николая Николаевича, то получится огромный перечень. За достигнутые высокие трудовые показатели фотография ударника коммунистического труда Николая Яковенко была четырежды помещена на заводскую Доску почёта и дважды – в Книгу почёта. Но самая главная награда – государственная – орден Октябрьской Революции.
Михаил Иванович Петрушенко возглавлял цех приборного производства более двадцати лет (с 1973 по 1994 год). Цех, в котором работало от двухсот и более человек, специализировался на изготовлении сложных изделий корабельной аппаратуры для подводных лодок, причём с множеством кинематических узлов.
В 1976 году цеху передали заказы РУЗ‑671М, предназначенной для регулирования, управления и защиты 2-ядерных пароэнергетических установок атомных подводных лодок второго поколения, корабельной системы «Пирит» для военных кораблей. Самостоятельно освоили разовый заказ на военную технику «Александрит», а также усовершенствованный аналог системы РУЗ – «Муссон» – и другие для ВМФ. Причём изделия на «Муссон» изготавливались из титана. Ещё цеху было поручено внедрить механическую руку, выполняющую любые спасательные работы на глубине. Также специалисты цеха вели монтаж станков с числовым программным управлением.
Самое последнее изделие, которое внедрил коллектив цеха, – зенитно-ракетный комплекс для охраны судов в целях собственной безопасности «Кортик». Изготавливали электронные системы, а антенный пост – завод «Изумруд», потом его передали «Аскольду».
Если бы не перестройка, может быть, на заводе до сих пор внедряли бы и изготавливали изделия приборного производства. В годы экономической нестабильности цех изготавливал даже товары народного потребления: люстры, закаточные машинки, насосы «Малютка», установочные образцы инкубаторов. Изготавливали автоматику на подруливающие устройства, датчики и приёмники для надводного флота.
Цеху № 40 было присвоено звание «Цех высокой культуры производства». В 1997 году приборное производство прекратило своё существование.
Виктор Александрович Стрижкин отдал родному «Аскольду» 47 лет добросовестной работы. Кстати, его супруга Тамара Павловна отработала на предприятии 37 лет.
На заводе «Аскольд» молодому человеку предложили профессию модельщика литейного цеха № 1, потом направили учеником зубофрезеровщика в механический цех № 12. Работал в приборном производстве – шло освоение новой и сложной продукции гирокомпасов «Курс». Период становления приборного производства был сложным как для завода, так и для его сотрудников. Заводчане делали всё для выполнения государственного плана.
Позже рабочему предложили поработать помощником мастера. Как не вспомнить костяк профессионалов, которые трудились в то время: это токари Сергей Васильевич Коробко и Пётр Афанасьевич Деев, зуборезчик Иван Иванович Горшков. Благодаря их помощи и помощи начальника цеха Константина Фитисова Виктор Александрович быстро освоил новую работу.
На предприятии постоянно проходила модернизация производства. Когда цех расформировали, то мастерские группы зуборезного, корпусного и чувствительных элементов перевели в новый корпус цеха № 18 – подразделение с уникальным координатным участком, современным оборудованием и высокой культурой производства.
Виктора Александровича назначили старшим мастером корпусного и координатного участков.
Незабываемыми были те трудовые годы. Молодость, энергия, энтузиазм были направлены на созидание. Это было время освоения, внедрения и производства новых изделий.
В 1971 году за высокие производственные показатели, освоение сложных изделий многие заводчане удостаиваются высоких правительственных наград. Виктор Александрович награждается орденом «Знак Почёта». Это было признанием на высшем государственном уровне огромного человеческого труда и ответственности перед своим коллективом, заводом и страной в целом.
С каждым годом креп завод, росли заводчане как специалисты, строилось много корпусов под новые изделия. В связи с расширением приборного производства в заводском корпусе «ДУИМ» начинает работать новый механический цех № 38. Весь корпусной участок переводят туда. Из других цехов – сварочно-термический. Виктора Александровича назначают начальником подготовки производства цеха, позже – начальником планово-диспетчерского бюро – заместителем начальника цеха. Интересная работа, со своими трудностями и производственными победами.
В 1977 году директор по производству Анатолий Федорович Огнев предложил Виктору Александровичу возглавить механический цех № 13. Пять лет работы пролетели как один миг. А потом руководство настоятельно рекомендовало его на должность начальника цеха № 18, который был ему уже знаком. Это было время большого груза ответственности, выполнения планов и обязательств, постоянной работы с людьми, работы до позднего вечера.
Позже Виктор Александрович подал заявление о переводе в отдел инструментального хозяйства, где он курировал инструментальные цеха №№ 5 и 55. Потом принял все дела от начальника сбыта Бориса Кирилловича Запара и возглавил отдел материально-технического снабжения.
На протяжении всей своей многолетней трудовой деятельности он всегда опирался на костяк коллектива: на партийный комитет, на профсоюз, на комсомольцев. Учили, направляли, помогали. Никогда не принимал решения, не посоветовавшись с людьми. И в то же время не боялся брать ответственность на себя. На совещаниях всех уровней заострял внимание на трёх основных составляющих плодотворного труда: дисциплина, ответственность, соблюдение охраны труда. Виктор Александрович всегда был в числе передовых руководителей и там, где было трудно.
Александр Фёдорович Мамаев пришел на завод в 1970 году. До этого окончил Приморский авиационный техникум и отслужил в армии. Устроился слесарем-сборщиком в цех № 4. Начальником цеха в то время был Юрий Леонидович Колокольцев, который заложил лучшие традиции цеха, в том числе порядочность, честность, добросовестное отношение к труду и коллективу. В цехе было много молодёжи, которую приходилось воспитывать в самом прямом смысле этого слова.
В то время на заводе и в цехе уделялось особое внимание арматурному производству, в том числе ВВД. Цех был единственным в Советском Союзе, который выпускал такие сложные изделия оборонного значения.
Существовал чёткий график поставки арматуры – и попробуй его не выполнить! Некоторые изделия находились под контролем кабинета министров. Аскольдовцы прекрасно это понимали. Если надо было, выходили на работу по выходным, даже бывало, Новый год встречали на рабочем месте в цехе. Выполнить работу в срок было делом чести.
В жизни Александра Фёдоровича много места занимала общественная работа. В цехе № 4 он был секретарём цеховой комсомольской организации, затем – партийной. Стоит отметить, что комсомольцы не только отлично трудились на производстве, но и были активными участниками строительства различных объектов соцкультбыта, месяцами работали в подшефных колхозах.
Через два года Александра Фёдоровича переводят мастером на сборочный участок, затем – руководителем испытаний на испытательный участок. Работы было много. Проводили периодические, межведомственные испытания. Александр Фёдорович семь лет трудился на этом участке, последующие семь – старшим мастером механической и сборочной групп, позже – заместителем начальника цеха.
Позже цех № 4 возглавляли не менее талантливые руководители – Владимир Александрович Теплоухов, Владимир Михайлович Николаенко, Сергей Михайлович Гуров, отдавшие много сил развитию и становлению цеха и завода в целом. Их главные качества как руководителей при всём багаже специальных знаний – уравновешенность, умение убеждать и понимать подчинённых, работать так, чтобы интересы коллектива совпадали с производственными интересами.
В 1981 году за успешное освоение изделий на подводную лодку «Акула» Александр Фёдорович удостаивается правительственной награды – медали «За трудовое отличие».
Самыми тяжёлыми были для него 90-е перестроечные годы. Времена, когда ни предприятия, ни продукция, ни люди стали не нужны стране, государству, на которое все работали с полной отдачей сил и верой в прекрасное будущее. На заводе в несколько раз упали объёмы производства, начались массовые увольнения аскольдовцев.
В 1990 году Александра Фёдоровича назначают начальником механосборочного цеха № 17 по производству судовой арматуры. Позже он возглавил объединённые цеха № 17 и № 4. В цех № 4 передали номенклатуру, оборудование, перевели специалистов цехов №№ 3, 7, 22. После сворачивания приборного производства присоединили цех № 8. В 2005 году Александр Фёдорович по состоянию здоровья ушёл с должности начальника цеха и три года руководил группой военного представительства в своем же цехе. В новом качестве взглянул на работу родного цеха и был удовлетворён его трудом и успехами. Богатые и славные традиции, которые были заложены в цехе много лет назад, сохранились по сей день, и это очень радует.
Александр Фёдорович Мамаев своим добросовестным и ответственным трудом внёс особый вклад в славную историю машиностроительного завода «Аскольд».