>Кадры для промышленности
В Инженерной школе Дальневосточного федерального университета на острове Русский в кампусе ДВФУ в конференц-зале «Сопка» состоялось координационное совещание руководителей предприятий, общественных объединений работодателей Приморского края и представителей ДВФУ. Называлось оно «Совершенствование системы подготовки инженерных кадров для промышленности Дальневосточного региона».
Редакция газеты ПРО СМР «Прогресс Приморья» опубликовала первую часть материала в №12 за текущий год. Предлагаем вторую часть отчёта. Совещание прошло при участии представителей Администрации Приморского края, Законодательного собрания ПК, руководителей промышленных предприятий, Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, Конгресса промышленников и предпринимателей ПК, Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, ректората ДВФУ, заведующих кафедрами и руководителей основных образовательных программ Инженерной школы.
Совещание открыл директор Инженерной школы А.Т. Беккер. Он определил цель совещания: скоординировать действия приглашенных и выработать предложения. В частности, отметил, что такое совещание проводится не в первый раз. Александр Тевьевич также сказал, что в силу разных причин инженерное образование отстает от гуманитарного по конкурсу абитуриентов. Поэтому необходимо выработать меры по поднятию престижа инженерного образования на уровень тех традиций, которыми был богат ДВПИ (ДВГТУ).
Администрацию и органы исполнительной власти ПК представляла в ДВФУ вице-губернатор Приморского края И.В. Василькова. Она выступила с приветственным словом, отметив в дальнейшем важность обсуждаемой темы, подчеркнув, что и от того, какие будут приняты на совещании решения, в определенной степени будет зависеть развитие края и Дальневосточного региона. Ирина Васильевна затронула темы развития края и Дальнего Востока, обсуждаемые на «круглом столе», проведенном помощником Президента Российской Федерации А.А. Фурсенко. «Мы должны разработать стратегию подготовки инженерных кадров. На сегодняшнем совещании мы должны подумать, как сделать инженерное образование конкурентным и востребованным», — сказала она.
Выступление директора Инженерной школы А.Т. Беккера на тему «Направления подготовки Инженерной школы ДВФУ и роль предприятий в обеспечении набора абитуриентов» сопровождалось слайдами презентации. Отдельно он призвал присутствующих «активнее вписываться» в инновационные программы.
Его поддержала заместитель директора Инвестиционного агентства Приморского края Е.В. Яскевич. Она, в частности, сказала: «Мы долго думали, какую тему поднять на этом совещании и выбрали прогнозирование потребности в трудовых ресурсах (ТР) в силу ряда причин. Во-первых, в связи с внедрением инвестиционных стандартов в Приморском крае и, во-вторых, с проведением мониторинга на территории края в рамках реализации инвестиционных проектов…
Прогноз потребности трудовых ресурсов является обязанностью субъекта федерации. Как правило, речь идет о прогнозе баланса трудовых ресурсов до 2016 года. Мы хотели бы, чтобы получение такого прогноза было интересно всем. Субъекты РФ разрабатывают баланс ТР для того, чтобы вписываться в стандарт, от этого зависит деятельность ДВФУ, контрольные цифры приема студентов.
Стандарт обязывает участвовать в составлении баланса ТР власть, работодателей, учреждения образования. В процессе разработки прогноза потребности в ТР должны участвовать экспертные сообщества, образовательные сообщества, научные сообщества. В соответствии с этим нами (инвестиционным агентством) выстроена система подготовки прогноза. Определены 4 основных участника. Это департамент образования и науки ПК, департамент экономического развития ПК, инвестиционное агентство ПК и ДВФУ. Между ними подписаны соглашения. Мне бы хотелось предложить производственникам принять участие в процедуре прогнозирования ТР…»
Директор департамента образования и науки ПК А.Н. Зубрицкий отметил, что «Сегодня в Приморском крае идет массивное техническое обновление и модернизация производственных мощностей, развитие новых секторов экономики. Создание современной транспортной инфраструктуры. Все это является, в хорошем смысле, техническим вызовом системе высшего образования.
Наша общая задача — найти правильные адекватные рабочие механизмы подготовки инженерных кадров. Мы предлагаем выбрать оптимальные условия взаимодействия с органами исполнительной власти, предприятиями, общественными организациями работодателей по формированию предложений по контрольным цифрам приема из средств федерального бюджета по программам ВПО». Далее он остановился на новом порядке определения контрольных цифр приема (КЦП): «Новизна — в публичном проведении конкурса по бюджетным местам в вузах. Формирование федерального и регионального конкурса КЦП. В результате конкурса фиксируются минимальные цифры приема, которые могут быть увеличены или уменьшены до 10 %. В прошлом году департамент образования и науки ПК работал с вузами по новым правилам. Так, заявки поступили от Восточной нефтехимической компании, ДЦСС и др., учитывалась стратегия социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа до 2025 года, использовались данные Росстата, департамента труда и социального развития, департамента экономического развития и инвестиционного агентства Приморского края». Он сослался на раздробленность усилий различных структур и ведомств в подготовке инженерных кадров. Вместе с тем заметил, что благоприятные условия всё же созданы. «Департаментом труда и социального развития ПК разработан баланс потребности ТР до 2016 года. Можно ознакомиться с соответствующим документом. Разработана инвестиционная стратегия до 2018 года, тоже можно посмотреть документ. Создан координационный совет. В качестве предложений: создать отраслевые советы по определению потребности в инженерных кадрах; общим считать координационный совет при департаменте образования и науки ПК с полномочиями утверждения контрольных цифр приема (КЦП)».
В своём выступлении заместитель проректора, заместитель председателя Приемной комиссии ДВФУ А.Н. Шушин отметил, что около 50 % бюджетного набора ДВФУ принадлежит Инженерной школе. Это 30 мест, не считая специалитета, направлений подготовки бакалавриата и 20 направлений подготовки магистратуры. Говоря о магистратуре, следует подчеркнуть, что в неё «зашиты» около 100 образовательных программ.
В ДВФУ идет высокими темпами развитие именно магистерских направлений подготовки. Это абсолютно правильно. Это основное направление подготовки инженерных кадров. И количество магистерских мест будет неуклонно расти. Идя навстречу потребностям промышленности, в 2014 году впервые будет осуществляться прием абитуриентов на прикладной бакалавриат для филиалов по направлениям: авиастроение (Арсеньев); кораблестроение (Большой Камень); нефтегаз и нефтехимия (Находка); техносферная безопасность.
Нами взят курс на «раскручивание» инженерных специальностей и направлений. Мы оказались заложниками процесса, когда абитуриенты приходят в Инженерную школу, имея показатели по дисциплинам ЕГЭ на 20-30 баллов ниже, чем по экономическим и гуманитарным видам подготовки. Мы не можем спокойно смотреть на это несоответствие. Средний балл по ЕГЭ – всегда есть показатель № 1, и Университет должен учитывать это. До 2014 года минимальная планка соответствовала 60 баллам, в 2013 году ДВФУ показал очень хороший результат – 64,8 балла. Это высокий балл. В 2011-2012 годах он был гораздо ниже. Сейчас нам установлена планка не ниже 63 баллов.
С целью привлечения учащихся и стимулирования обучения по инженерным специальностям и направлениям в ДВФУ предусмотрены: а) уже 3 года выплачиваем стипендии бакалаврами и специалистам, успевающим на «хорошо» и «отлично» – до 4500 руб. и магистрам — до 9000 руб.; б) повышенные стипендии для абитуриентов. Поступившим с 200 и более баллами ЕГЭ с 1 сентября; в) повышенные стипендии для тех, кто имеет по математике, физике, химии более 70 баллов с 1 сентября; ДВФУ компенсирует затраты на проезд в Университет абитуриентов из других регионов России.
Не секрет, что абитуриенты с высоким баллом ЕГЭ едут поступать в столичные вузы. Поэтому работа с абитуриентами Приморского края с высокими баллами ЕГЭ имеем первостепенное значение…»
Начальник управления дополнительного профессионального образования (ДПО) Инженерной школы М.Б. Безуглова остановилась на востребованности дополнительного профессионального образования в Инженерной школе: » ДПО проводится по направлениям: повышение квалификации – от 16 часов и более, профессиональная переподготовка — от 250 часов.
В соответствии с новым законом «Об образовании», в системе ДПО произошли изменения: необходима госаккредитация образовательных программ ДПО; содержание программ ДПО должно соответствовать образовательному стандарту. Сегодня стандарт профессиональной подготовки разрабатывается. В связи с этим необходима тесная связь работодателей и ДВФУ.
Студенты, обучающиеся в Инженерной школе, имеют возможность пройти обучение по программе, которую, с одобрения его потенциального работодателя, он получил бы, наряду с основным рабочим учебным планом обучения, для расширения уровня знаний и компетенций, исходя из специфики производства.
Для ДПО обязательно требование наличия лицензии на право преподавания. Предусмотрена также сетевая форма преподавания образовательных программ, где наряду с преподавателями вуза могут принимать участие научные организации и предприятия, готовые организовать и проводить практики…»
После перерыва директор ИШ А.Т. Беккер, ведущий координационное совещание, предложил провести дискуссию, высказаться по теме совещания руководителям предприятий и общественных организаций работодателей:
С.В. Федоренко, директор некоммерческого партнерства саморегулирующей организации «Альянс строителей Приморья»: «Я окончил ДВПИ 16 лет назад и хочу сказать, что мне потребовалось 4 года проработать разнорабочим, чтобы занять руководящий пост. Мы считаем, что на 3-4-м курсах заниматься поиском работы поздно. Мы предлагаем собирать первокурсников, беседовать с ними, выявлять тех, кто имеет серьезные намерения, формировать их в отдельные группы и вести обучение. Поскольку рабочие учебные планы под специфику предприятий менять невозможно, мы имеем 4-6 лет, когда в летнее время мы можем предложить нашим студентам возможность поработать: на первом курсе – разнорабочим, на втором — бетонщиком, на третьем – отделочником, на четвертом –водопроводчиком, электриком, на последнем – помощником мастера. После этого выпускник готов к работе по специальности, и он будет востребован производством».
А.Т. Беккер: «Эта система при получении высшего образования очень важна. Я на своем примере хочу показать. Я поступил в ДВПИ на строительный факультет в 1963 году. В то время существовала система, когда студенты первого и второго курсов днем работали на стройке по рабочим профессиям, я получил 3 профессии, а вечером учились. Это было 2 или 3 года и занимало 6 лет. И это было нужным и правильным. Сейчас мы должны не так сделать. Нужны центры у вас, чтобы мы посылали наших студентов для получения рабочих профессий и практического освоения полученных теоретических знаний».
Е.С. Абиева, начальник Центра подготовки специалистов ОАО ААК «Прогресс»:
«Разрешите приветствовать вас – участников Совещания от имени управляющего директора ОАО ААК «Прогресс» Юрия Петровича Денисенко! Между филиалом ДВФУ в г. Арсеньеве и ААК «Прогресс» сложились тесные плодотворные отношения, способствующие взаиморазвитию и улучшению процесса подготовки специалистов. У нас создан координационный совет. Все это улучшает процесс подготовки и работы предприятия в целом. Что это значит? Преподаватели проходят стажировку, специалисты предприятия участвуют в преподавательской деятельности, участвуют в руководстве дипломным проектированием, участвуют в экзаменационных мероприятиях. Предоставлена обширная база для проведения практик и стажировок, а также проведения научно-исследовательской работы. Наше предприятие заинтересовано и очень нуждается в специальности «самолетостроение», конструкторско-технологическом обеспечении. На слайдах подробно приведены сведения по обучению студентов очной и заочной форм обучения. Предприятие тратит ежегодно на эти цели 3 млн рублей. Мы также вкладываем средства в своих специалистов, давая им высшее образование. Кроме всего прочего, предприятие заинтересовано в проведении дополнительного профессионального образования для повышения квалификации работников предприятия. Мы также взаимодействуем со многими вузами страны: Екатеринбурга, Москвы, Иркутска и др. по различным программам ДПО. Особо скажу по Иркутску, там прошли обучение наши специалисты по Президентской программе и прошли стажировку на различных предприятиях России.
В 2011 году мы на программы повышения квалификации сотрудников потратили 11 млн рублей и обучили 164 специалиста. В 2013 году мы повысили квалификацию 418 специалистам на сумму 8 млн рублей, а в 2014 году запланировано обучить 681 специалиста на сумму 18,340 млн рублей. Тенденция роста налицо и есть потребность.
Хочу высказать замечание, что контрольные цифры приема приходят запоздало, когда дети уже определяются с ЕГЭ. Решение пойти на самолетостроение принимается семейно, поэтому к вопросам приема в вузы отношение серьезное. Мы гоняемся за всеми предложениями вузов. Учебный центр оборудован компьютерными классами, программами для подготовки специалистов различных направлений».
В.А. Дорошенко, президент Конгресса промышленников и предпринимателей Приморского края, генеральный директор ОАО «Приморсклеспром» коснулся проблемы закрытия отдельных специальностей в Инженерной школе, в том числе по деревообработке.
Д.В. Лебедь, директор ОАО «Дальневосточная генерирующая компания», филиал «Приморская генерация».
Суть предложения «Приморской генерации» сформулировал завкафедрой теплоэнергетики и теплотехники профессор А.Н. Штым, которая сводится к тому, что теплоэнергетика Дальнего Востока, «Приморская генерация» и малая энергетика «Примтеплоэнерго» теряют контакты с ДВФУ, а мы — с производством. Их предложение – сделать нашу кафедру теплоэнергетики и теплотехники базовой для предприятий, которые в этом заинтересованы. Мы подписали с ними соглашение. Для этих целей они выделяют оборудование для испытаний, места для проведения занятий, компенсационные выплаты за счет предприятий и др. Со своей стороны, предприятия готовят заявки на целевой набор, на повышение квалификации своих специалистов. Эти меры позволят кафедре вернуть утраченные позиции. Раньше мы ежегодно выпускали до 100 специалистов, в этом году – 11, на следующий — 10, т.е. в 10 раз меньше!»
М.В. Колтович, заместитель председателя Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России:
«Уважаемые коллеги, остановлюсь на проблемах, без решения которых говорить об эффективной подготовке инженерных кадров не представляется возможным. Главная проблема – отсутствует дорожная карта развития промышленности Приморского края и Дальневосточного региона. Чтобы готовить кадры, нужно знать, какие специалисты нужны и как будет развиваться промышленность. Во-первых, устарел закон 2008 года «О стратегии развития Приморского края на период до 2025 года», его нужно переработать, внести предложения Законодательному Собранию Приморского края. Во-вторых, отсутствует законодательная база о промышленной политике Приморского края, проект закона имеется, но не принят.
По отсутствию Федерального закона «О промышленной политике России» подготовлен запрос депутату Государственной Думы от Приморского края Пинскому, а по промышленной политике Приморского края — вопрос к департаменту промышленности и транспорта. У нас создана рабочая группа, которая не работает…
Низкий социальный престиж инженерного образования в среде абитуриентов и, как следствие, низкий уровень подготовки инженерных кадров. У нас упал престиж не только инженерного труда, но и престиж рабочего человека. Предприятия меняют формы собственности, профили производства. А ведь благодаря нашим предприятиям в свое время был создан престиж промышленности края, обороноспособности края и страны. В свое время мы предлагали создать аллеи трудовой славы с фамилиями заслуженных людей. У нас 46 заслуженных машиностроителей России.
Настало время, когда физику следует ввести в обязательный предмет сдачи ЕГЭ школьниками и поднять уровень подготовки по ней в школе. Невозможно подготовить хорошего инженера без знания основ физики. Только 10 % от общего числа выпускников средней школы сдают ЕГЭ по физике.
Следует принять ряд мер, направленных на закрепление инженерных кадров, а именно: ввести беспроцентную жилищную ипотеку; обеспечить льготное выделение для строительства доступного жилья эконом-класса; устранить рассогласование между рынком образования и труда; восстановить систему госзаявок на подготовку специалистов и распределения их на предприятия; разработать и законодательно утвердить порядок прохождения практик студентами на предприятиях, тематику дипломных работ, а также предусмотреть отчисление 5 % на взаимодействие с вузами.
Мы готовы взаимодействовать с законодательной и исполнительной властью Приморского края, общественностью по этим вопросам».
М.А. Харченко, генеральный директор ОАО «Радиоприбор»:
«Александр Тевьевич, позвольте начать с легкой критики. Все присутствующие заметили, какой теплый зал, но почему… нет И.В. Васильковой, А.Н. Зубрицкого… Следующее: выступление Е.В. Яскевич, я с трудом читал тему её выступления… Мы что, собрались не для того, чтобы выявить пути слияния интересов Университета и промышленности, а говорить о развитии системы прогнозирования трудовых ресурсов с целью реализации стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Приморском крае? Это что за диагноз такой?..
Здесь выступали товарищи Федоренко и Дорошенко. Федоренко совершенно нормально сказал, что нам, промышленникам, надо. Мы делаем своё дело, вы – своё. Давайте мы на первом курсе проведем общую встречу со студентами, заинтересуем и ежегодно будем им помогать обучаться нашим специальностям, и я готов от лица всех оборонщиков то же самое предложить. Я готов способствовать обучению от 1-го до 6-го курса. Вот первое мое предложение.
Дальше выступил Дорошенко. У человека много наболело, он всё правильно сказал. Но обратите внимание: суть нашего совещания — «ну дайте нам 20 мест на дневное и 20 мест на вечернее обучение». Восстановите то, что вы… загубили. Вы просто уничтожили специальности, если я понимаю, и не одну. Моё предложение: вы берёте от нас, промышленников, работодателей, все, что нам надо: перечень специальностей и количество. Мы, со своей стороны, готовы доучивать, переучивать. Но вы должны восстановить, закрепить бесплатное обучение.Так вот, в ст. 43 Конституции все это заложено: «все имеют право на бесплатное образование». А вы говорите о бюджетных местах: «работайте с министерствами, это ваша работа». Мы занимаемся делом, но бюджетники должны быть закреплены за предприятиями, заводами, а мы им поможем. Вы ссылаетесь на то, что социализм кончился, но ст. 43 Конституции никто не отменял…»
А.Т. Беккер: «…Все хотят быть в социализме, а реальность изменилась, вы вспоминаете то, что было сорок лет назад. Не надо путать, у нас с вами коммерческие отношения. Я подчеркиваю, мы все с вами оттуда.., но нам нужно становиться другими, забыть, как было распределение: кого получше — на одно предприятие, других — на другие. Сейчас нужно заключать договор со студентом, заключать договор с Университетом. Я знаю проблемы с отраслью, но попробуйте заманить в неё кого-нибудь… У нас свобода. У нас выпускников школ не хватает для этих позиций. Вы должны привести их сюда со своего места работы, тогда другой разговор. Где мы их возьмем? Добивайтесь, чтобы вам давали целевой набор, министерство ваше платит нашему министерству, и мы его готовим. Это единственный выход. Сейчас пришли на Университет подрезанные субсидии, и мы думаем, как сохранить преподавателей… Не надо мечтать, 20 лет прошло, а вы всё вспоминаете. Я понимаю, что вы, в частности, работаете с государственным оборонным заказом, добивайтесь целевого набора, но вы посмотрите, как работает «Прогресс». Вот и учитесь, другого пути нет, они затратили на это 68 миллионов рублей!»
М.А. Харченко: «Давайте всё же определимся, что, кто делает. Мы делаем ракеты, а вы готовите специалистов; вот и ищите, находите, готовьте и отдавайте нам, и не перекладывайте свою обязанность на производство».
А.Т. Беккер: «Если вы хотите, чтобы мы вам готовили специалистов, обеспечьте через свое министерство теми, кого мы должны готовить. У нас в государстве не состыкованы вопросы с министерствами. У нас есть задача подготовки кадров для обороны, а учебный план с министерством обороны не согласован. Поэтому мы перед своим министерством все ваши вопросы поднимаем, но и вы ставьте их перед своими. Что вы думаете, что мы специально обижаем лесников? Мы зарезервировали для них 300 мест, а министерство вычеркнуло. В министерстве нет денег на все эти задачи, и оно дает нам указание ставить на внебюджет. Все равно вы тратите деньги предприятия на обучение, так давайте же лучше дружить, чем предъявлять взаимные упреки».
А.А. Фаткулин, директор Дальневосточного регионального учебно-методического центра: «Новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» как минимум в 9 пунктах закреплена связь работодателей и системы образования. Законодательно заложены основы для формирования системы взаимных обязательств и взаимной ответственности. В связи с этим хочу напомнить присутствующим о Постановлении Правительства РФ от 24 декабря 2008 года № 1015 (подписано В.В. Путиным), которым утверждены «Правила участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования». В частности, этими Правилами предусмотрено «участие работодателей в разработке ФГОС, требований к программам ДПО, экспертизе качества учебников и учебных пособий, аттестации выпускников, аккредитации вузов, в работе государственно-общественных объединений, действующих в системе профессионального образования». Считаю важным включение в решение настоящего координационного совещания пункта о мерах по реализации Постановления в нашем регионе.
В целом проект решения достаточно полный и конкретный. Необходимо только расширить число участников процесса и назвать всех по именам. Но главное – это исполнить данные решения. В связи с этим предлагаю дополнить их ещё таким пунктом: «Об эффективности исполнения решений настоящего координационного совещания доложить губернатору Приморского края в октябре 2014 года».
В МГТУ им. Н.Э. Баумана 18 апреля 2014 года состоится Международный конгресс, посвященный 160-летию со дня рождения Владимира Григорьевича Шухова – выдающегося русского инженера, самого востребованного инженера в России конца XIX – начала XX века. На конгрессе будут рассмотрены важнейшие проблемы технического образования и профессиональной культуры инженера, обозначены глобальные тренды, рассмотрено современное состояние инженерного дела. Информация о конгрессе представлена в Интернете, на сайте ДВ РУМЦ. Предлагаю направить для участия в конгрессе группу представителей Инженерной школы ДВФУ и профессиональных объединений работодателей Приморья с обязательным выступлением на конгрессе».
С.В. Литвиненко, генеральный директор ОАО «Приморгеология»:
«Мы много говорили о развитии отраслей промышленности Приморского края, но я хотел бы остановиться на ещё одном вопросе. Вы говорили о развитии сырьевых ресурсов. Если рассматривать ДВФО, то его основной сырьевой базой являются как раз минерально-сырьевые ресурсы, и в этом мы давно проиграли соседям: китайцам, корейцам и японцам. Мы извлекаем только концентраты, которые продаем, но никто не говорит о совершенствовании технологии, хотя на этом наши бюджеты будут получать гораздо больше, а наши люди будут получать выше зарплаты… ДВФО — это минерально-сырьевая база России, если раньше ДВПИ выпускал геологов, то сейчас этого образования просто нет, а потребность есть. Ко мне приходят специалисты с хотя бы каким-то дипломом. В нашем регионе не выпускаются ни геологи, ни технологи… — все это вызывает большую сложность и необходимость привлекать каких-то специалистов с запада. Вот на этом я и хотел акцентировать внимание, что развитие минерально-сырьевого комплекса является ключевой задачей развития Дальневосточного федерального округа».
Е.В. Яскевич: «По проекту решения, у меня есть предложение собрать ещё раз все прозвучавшие здесь предложения, рассмотреть и включить в предложенный проект решения совещания».
Г.Т. Дончак, директор по кадрам ОАО «Дальприбор»: «Готовясь к нашему совещанию, я смотрел протокол заседания комиссии ВПК при Президенте РФ 2007 года, там ставились такие же вопросы подготовки кадров, сохранения кадров и т.д. Отток кадров с Дальнего Востока продолжается, и наша задача не только подготовить кадры, но и закрепить. Что нужно молодому специалисту, пришедшему на завод? Достойную зарплату, чтобы можно было жить, жилье, детский сад. И каждый раз мы направляем предложения, последний — в 2012 году, по жилью: строительство жилья по ипотеке. За все годы один молодой человек заключил договор по ипотеке – грабительский! Он получает, ведущий конструктор, 30 тыс. рублей, но ежемесячно платит 11 000 рублей по ипотеке, семейный человек, разве можно этим закрепить кадры? Уходят молодые ребята с завода… наберутся какого-то опыта и уходят. Нужно беспроцентное кредитование, закрепление земли. На всех уровнях решается вопрос о строительстве у нас дома, и с августа прошлого года так и не решен.
Стоял вопрос о выплате дальневосточной надбавки, но все это опускается. У меня есть предложение по теме совещания: мы поддерживаем предложение по прохождению практик студентами на заводах с первого курса. Бакалавры приходят с уровнем подготовки хуже, чем выпускники техникумов. Нужна программа закрепления кадров в крае и с обязательной отработкой на заводе выпускника вуза, как минимум 3 года».
А.Т. Беккер: «…Многие присутствующие директора заводов здесь были участниками совещания, которое проводил А.А. Фурсенко. Там говорилось, что сейчас рассматривается вопрос радикального изменения условий здесь, на Дальнем Востоке. Всем понятно, если не будет жилья доступного, зарплаты, нормальных условий, безопасности труда, то мы не разовьем инфраструктуру и не увеличим население. Мы можем и от нашего совещания сформулировать какие-то запросы, но мы собрались по важнейшему вопросу нашей координации. Я призываю: нам нужно вместе работать, и там, где получается, мы добиваемся ощутимых результатов, и давайте не перекладывать груз на плечи друг друга, а друг другу помогать.
Сегодня мы заслушали ряд сообщений очень полезных, нет потраченного времени зря, ведь это информация. Если все собрать, то мы обсуждаем зарубежную коммерческую модель подготовки бакалавра. Он готовится только по направлению, но не по узкой специальности. Это подразумевает его свободный выход (не по распределению) на рынок труда. Он выбирает, а его надо заинтересовать и доучить по своему профилю. Сейчас общая постановка такая. Пока изменений нет никаких, к сожалению. Плановой экономики в государстве нет, и забудьте о распределении, поэтому нам надо искать другие пути. Вот на «Прогрессе» это уже поняли и реализуют. По заказу предприятия мы можем предусмотреть курсы для бакалавров применительно к специфике вашего предприятия, предусмотрите для этих целей деньги. И давайте об этом конкретно говорить, а не так: «возьмите список и будьте готовы обеспечить».
С.В. Антоненко, профессор кафедры кораблестроения и океанотехники, руководитель основной образовательной программы:
» Я выпускник ДВПИ 1966 года и, как Александр Тевьевич, вспоминаю, как учился в хрущевские времена. Тогда мы первые 1,5 года работали на производстве, а вечером учились. После 3-го курса плавал, потом технологическая практика в Ленинграде, в академии Крылова… Что бы я хотел сказать: очень хорошо, что такое совещание проводится, и волей-неволей приходится повториться, что возникает необходимость взаимодействия промышленности и вуза. Раньше это взаимодействие было на государственном уровне. Сегодня – это практически разорванные связи, которые были раньше.
От ДЦСС мы получаем темы дипломных проектов. Я почитал их перечень, а в них нет ничего, что можно взять для дипломного проектирования. Почему? Да потому, что ДЦСС не знает, чем мы занимаемся, а мы не знаем, что реально нужно им, т.е. взаимодействие должно быть неформальным. Это значит, что мы должны собираться более тесным кругом и просвещать друг друга, чтобы производственники знали, что делаем мы, а мы знали, что сейчас у них.
Теперь по поводу практик: приятно, что производственники понимают их необходимость для студента, а то получалось: «нам нужны специалисты и мы хотим их получить готовенькими». Вложитесь в это. Мне кажется порочным, когда работодатель заявляет, что практику студент должен проходить только у нас и больше нигде. Это значит, что мы законсервируем то, что там есть, и он научится тому, что знают старые кадры. Надо посылать на передовые предприятия, вплоть до заграницы. Как это сделать? Я не знаю. На это нужны большие деньги, но эти контакты, в принципе, постепенно нужно налаживать. Я наблюдаю интерес со стороны стран АТР к нам, а у нас должен быть интерес к ним».
И.Н. Кондратенко, начальник управления персоналом ОАО ДЦСС:
«Я хочу поблагодарить Университет за то, что проходят такие встречи, когда мы может понять, что руководство Университета озабочено теми же проблемами, что производственники. Хочу внести предложения в решение нашего совещания: контрольные цифры набора доводить до нашего сведения раньше, чтобы мы могли поучаствовать в целевом наборе; при организации практик студентов учитывать ситуацию в ДЦСС. У нас произошел «провал поколений» — между людьми до 30 лет и специалистами преклонного возраста. Студентов надо посылать на те предприятия, у которых есть плановая загрузка и есть связь поколений в организации и проведении производственного процесса… И нам хотелось бы выбирать партнеров в рамках президентских программ».
А.Т. Беккер: «Это очень правильно, и если Вы хотите, принимайте участие в софинансировании».
Н.Н. Куликова, некоммерческое партнерство СРО «Региональное объединение строителей Приморского края»: «Я хочу сказать о следующем: если мы хотим получить после 4-6 лет специалистов, у которых ещё нет опыта работы, нужно закреплять за ними наставников. Сейчас же, порой, приходит выпускник на предприятие с дипломом, а от него требуют компетенции готового специалиста, которых у него нет…»
А.Т. Беккер: «По подготовке проекта решения нашего координационного совещания предлагаю создать редакционную комиссию из представителей объединений.
Это Михаил Владимирович Колтович, Виктор Александрович Дорошенко, от Альянса строителей Приморья — Сергей Владимирович Федоренко, от промышленников — Михаил Александрович Харченко, от ДВФУ — Инженерная школа, приемная комиссия, от Администрации, я думаю, Александр Николаевич Зубрицкий, это его стезя. Нет возражений? Тогда наметим срок 4 апреля 2014 года, разошлем проект по предприятиям.
Я хочу поблагодарить всех участников совещания. Не надо обижаться за резкие выступления. Я предлагаю раз в год, а может быть и чаще, собираться, обсуждать конкретные вопросы. В следующий раз предлагаю сделать совещание, включая и эти вопросы, под эгидой Полномочного представителя Президента РФ в ДВФО. Эти посылы могут продвигаться дальше, на другой уровень. В мае 2014 года у нас будет министр образования и наука РФ, давайте примем участие в его совещании».