>Ко дню первого полёта вертолёта
В сентябре 2020 года Россия отметила юбилейную дату – 90-летие со дня первого полёта на прототипе вертолёта, выполненного на агрегате «ЦАГИ 1-ЭА» инженером, лётчиком-испытателем А. М. Черёмухиным.
Нужно отметить, что Россия внесла значительный вклад в мировое вертолётостроение. Основоположник вертолётостроения академик Б. Н. Юрьев не ошибался, когда утверждал: «Россия – родина вертолётостроения». Среди пионеров мирового вертолётостроения немало русских имён.
Великий М. В. Ломоносов ещё в 1754 г. предпринял попытку построить вертолёт – «аэродинамическую машину» для метеорологических исследований. Правда, его вертолёту не удалось оторваться от земли, так как слишком слабы в ХVIII в. были энергетические установки. Заложенные в проекте Ломоносова идеи отличаются исключительной прозорливостью и почти на столетие опередили появление аналогичных разработок в других странах.
Многие великие люди России ХIX века внесли существенный вклад в разработку теории и практики вертолётостроения. Среди них были и изобретатель электролампочки А. Н. Лодыгин, и основоположник научной метеорологии академик М. А. Рыкачёв, и знаменитый металлург Д. К. Чернов, и «отец русской авиации» Н. Е. Жуковский, и другие, чьими трудами были заложены научные основы подъёма в воздух при помощи несущего винта. Отечественный конструктор Н. И. Камов ввел в обиход русское название этого летательного аппарата – «вертолёт».
Молодой студент Б. Н. Юрьев в 1912 г. первым в мире разработал и построил вертолёт по схеме, ставшей ныне классической, – с одним несущим рулевым винтом. Ныне её имеют 98 % всех построенных в мире вертолётов.
Именно в нашей стране впервые в мире дело создания вертолётов было поставлено на государственную основу. С первых дней существования ЦАГИ (Центра авиационных научных исследований) вертолётостроение стало одним из основных направлений его научных исследований. В 1926 г. ЦАГИ стал развивать научно-исследовательские и проектные работы на основе профильной государственной программы СССР по вертолётостроению.
В 1930 г. был построен вертолёт «ЦАГИ 1-ЭА», который был поднят в небо 13 сентября 1930 г. главным конструктором и первым лётчиком-испытателем А. М. Черёмухиным в селе Ухтомка, входившем в то время в состав Люберецкого района Московской области.
Впервые в мире на аппарате «ЦАГИ 1-ЭА» были выполнены в воздухе элементы полёта, характерные для вертолётной авиации: взлёт, снижение, посадка, зависание, перемещение. Подтверждение данной даты (13.09.1930) содержится в ведущих отраслевых изданиях, например, в журнале «Вертолёт» (№ 3 за 2010 год), материалах ЦАГИ.
Геликоптер 1-ЭА выполнен по схеме с одним несущим винтом диаметром 11 м с жёстким креплением к втулке 4 лопастей (с осевыми шарнирами) и с автоматом перекоса. Фюзеляж – фирменной конструкции. Рулевые винты двухлопастные. Силовая установка – два поршневых ротативных двигателя М‑2 по 120 л. с. каждый. Длина вертолёта с рулевым винтом – 12,8 м, взлётная масса – 1145 кг. Общее проектирование геликоптера осуществлял Б. Н. Юрьев, а конструктивную разработку возглавил А. М. Черёмухин.
13 сентября 1930 г. на рассвете машина была выведена на якорную стоянку, запущены двигатели, проведено последнее предполётное опробование всех механизмов, последние тренировочные подъёмы на привязи. Машина выводится на старт на Ухтомском аэродроме. Пилот А. М. Черёмухин надевает свой металлический шлем с пробкой-прокладкой, садится в машину и застёгивает ремни. Запускается один двигатель, затем второй, заработали все винты. Летчик осваивает освобождённую от привязи машину. Она поднимает хвост, слегка катится по земле вперёд, делает осторожные развороты.
Прибавлен газ двигателей, сильнее шум работающих винтов, несколько мгновений машина как-то «ёрзает» на месте, следует ряд «клевков» вперёд-назад, затем она плавно отрывается от земли; считаные секунды геликоптер висит над землёй на высоте 3-5 м, затем осторожно поворачивается вправо, влево, наклоняется вперёд и летит с малой скоростью, слегка набирая высоту. Теперь он уже в 10-12 м над землёй, снова зависание, разворот на месте, плавное снижение, вновь зависание у самой земли и – посадка. С момента взлёта прошло всего 5-6 минут, а кажется, что это было так долго!
Почти каждый день в предрассветные часы, когда был штиль, полёты следовали один за другим. Шаг за шагом осваивая геликоптер и выявляя его новые возможности, А. М. Черёмухин всё более уверенно демонстрирует в полёте эволюции и режимы, специфически присущие винтокрылому аппарату. Внезапно 16 сентября 1930 г. при очередной тренировке А. М. Черёмухина произошла первая авария. Машину восстановили, тренировки продолжились, а затем начались её испытания.
За весь период испытаний на экспериментальном вертолёте были достигнуты следующие результаты: максимальная высота полёта – 605 м; наибольшая продолжительность полёта – 14 мин.; наибольшая дальность полёта – 3 км; максимальная горизонтальная скорость полёта – 21 км/ч.
В историю советского и мирового вертолётостроения вошёл и полёт 14 августа 1932 г., в котором А. М. Черёмухин на винтокрылом аппарате «ЦАГИ 1-ЭА» достиг рекордной для того времени высоты полёта – 605 м. Рекорд высоты зарубежных вертолётов составлял всего лишь 18 м. Наш же вертолёт «ЦАГИ 1-ЭА» превысил иностранные показатели в 33,5 раза.
В ознаменование этого выдающегося мирового достижения в 1988 г. на месте Ухтомского аэродрома был установлен памятный знак в виде лопасти несущего винта и силуэта вертолёта, движущегося по спиральной траектории.
В СССР из первых вертолётов А. С. Яковлева, М. Л. Миля и Н. И. Камова в 50-е годы сформировалась вертолётная авиация. Отечественные вертолёты стали экспортироваться в зарубежные страны и существенно потеснили иностранцев в таблицах мировых рекордов. Во многих странах мира наши вертолёты стали первыми летательными аппаратами такого типа. Вертолётостроение Польши и Китая началось с лицензии на наши винтокрылые машины.
Вертолёт Як‑24 стал первым советским вертолётом, установившим абсолютный мировой рекорд по грузоподъёмности. Созданием в 1957 г. вертолёта Ми‑6 наша страна навсегда стала непревзойдённым лидером тяжёлого вертолётостроения.
Успех Ми‑6 через 10 лет укрепил другой вертолёт Миля – Ми‑12. На нём был поднят рекордный груз в 40 тонн. Он не превзойдён уже более 30 лет и вряд ли будет превзойдён в ближайшие десятилетия.
Более 30 лет прошло после первого полёта уникального отечественного вертолёта Ми‑26, являющегося самым грузоподъёмным вертолётом в мире, национальным достоянием России. Именно на нём в 1982 г. было установлено 9 мировых рекордов женским экипажем в составе командира экипажа И. А. Копец, второго пилота В. И. Волковой, штурмана Т. К. Афанасьевой, бортинженера Л. А. Кошиль.
Но не только успехами поднятия тяжестей может заслуженно гордиться отечественное вертолётостроение. Наши винтокрылые машины ставили абсолютные рекорды скорости полёта. Рекорд Ми‑24 в этой области продержался почти десятилетие!
Всего на счету отечественных вертолётов около 200 мировых рекордов. Наши спортсмены неоднократно выходили победителями в мировых чемпионатах по вертолётному спорту: в 12 из 16 чемпионатов мира становились абсолютными победителями.
Многие конструкторские и научные решения российских вертолётостроителей до сих пор не превзойдены за рубежом. Только российская фирма «Камов» может строить вертолёты оригинальной соосной схемы. Ни одной другой зарубежной фирме не удалось создать успешного вертолёта по такой схеме. Только советским авиаконструкторам удалось создать работоспособный вертолёт поперечной схемы – винтокрыл Ка‑22 и Ми‑12. Нет такой области гражданского или военного применения, где бы не отличились наши вертолёты. Роль вертолётов в развитии экономики нашей страны огромна. Недаром великий создатель вертолётов М. Л. Миль утверждал, что наша страна как будто специально создана для вертолётов. По признанию крупнейших отечественных и зарубежных авторитетов, именно благодаря вертолётам стало возможным освоение нашей страной «большой нефти» в Сибири, на Крайнем Севере, в Заполярье. За огромный вклад в решение различных народно-хозяйственных задач 12 вертолётчиков удостоены звания Героя Социалистического Труда.
Вертолёты, в отличие от самолётов, дают возможность решать более широкий спектр задач в интересах всех государственных институтов и развития всей экономики страны. Особая страница – ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС, где вертолёты сбрасывали реагенты и другие материалы в эпицентр горящего реактора.
Благодаря военным вертолётчикам успешно решались сложные задачи в боевых действиях и практически во всех горячих точках. За мужество и героизм, проявленные при выполнении государственных задач на вертолётах, 59 служащим присвоены звания Герой Советского Союза и Герой Российской Федерации. Всего звания Героя за решение различных задач, имеющих государственное значение, удостоен 81 вертолётчик, их них 21 – посмертно.
Отечественные вертолёты пользуются заслуженной славой на внутреннем и внешнем рынках. Одних только «милевских» машин построено уже более 30 тыс. По суммарной грузоподъёмности парка они сопоставимы со всем парком вертолётов иностранной постройки. Экспортный спрос на данную высокотехнологичную продукцию стабилен.
Следствием достижений России в вертолётостроении являются большие успехи на международном рынке вертолётных перевозок. Во многих крупных авиакомпаниях, в системах гражданской, государственной и экспериментальной авиации был осуществлён ввод в эксплуатацию основных наиболее известных типов отечественных вертолётов (Ми‑1, Ми‑2, Ми‑4, Ми‑6, Ми‑8, Ми‑10, Ми‑26 и др). Услугами российских перевозчиков-эксплуатантов вертолётов пользуются ведущие международные институты, в частности ООН, ЮНЕСКО, для реализации своих программ на различных континентах планеты.
В России вертолётная индустрия включает в себя более сотни предприятий, на которых успешно трудятся изобретатели, конструкторы, инженеры и другие специалисты. Ежегодно на территории РФ производятся массовые культурно-спортивные и выставочные мероприятия, направленные на популяризацию вертолётного дела. Это чемпионат России по вертолётному спорту, международная выставка вертолётной индустрии HeliRussia, вертолётный форум. На региональном уровне проводятся научно-технические и культурно-просветительские чтения, конференции, направленные на популяризацию вертолётного дела, повышение интереса молодёжи к техническим специальностям, развитию местной авиации.