>Место подвигу есть всегда
Оказывается, в мирное время, даже в век компьютерных технологий, когда взрослые спорят о том, как правильно учить и воспитывать подрастающее поколение современной России, есть место подвигу.
Именно подрастающему поколению в скором будущем предстоит защищать Родину, летать в космос, открывать новые горизонты в науке, изобретать современные образцы техники. Вот что интересно: когда взрослый человек, уже сформировавшийся как личность, совершает подвиг, всё ясно и понятно. Этот человек осознано идёт на риск, совершает мужественный поступок. Труднее объяснить те поступки, которые совершают дети, не достигшие совершеннолетия. Что может двигать ими? Большинство исследователей этого феномена считают, что суть подвига уже заложена в генах русского народа. Наша страна во все века находилась в окружении неприятелей, а то и отъявленных врагов, готовых стереть с лица земли не только самое большое по территории государство, но и его народ. Вероятно, многовековое состояние защиты, ответственности за родную землю, ту малую родину, где ты родился и вырос, было и есть сегодня главное объяснение детского бесстрашия. Несмотря на то что наши дети общаются сегодня преимущественно посредством сотовых телефонов, смартфонов и так далее, практически не разговаривая с тем, кто находится на расстоянии вытянутой руки, этот защитный ген в критическую минуту просыпается и толкает подростка на благородный поступок.
В России известен не один случай, когда дети спасали сверстников во время пожара, наводнения, в других критических ситуациях. С ними рядом нет взрослых, просить о помощи не у кого, и тогда ребёнок принимает решение сам. Были случаи, когда дети ценой собственных жизней спасали других. Узнавая из сообщений СМИ о таких маленьких героях, невольно сравниваешь их с теми, кто выходит на площади наших городов в протестных колоннах и вопит о том, что нужно бороться с коррупцией, менять конституцию, а то и вообще существующую власть. Они выкрикивают заученные фразы, вовсе не понимая смысла сказанного. И почему-то, глядя на эту детвору, беснующуюся перед телевизионными камерами, вспоминается советский школьник Вадик Бобров, который учился в обычной школе посёлка Ольга Приморского края.
Это было в конце восьмидесятых годов прошлого столетия, когда страна стоял на пороге пресловутой перестройки. В ту пору районная газета «Заветы Ленина» опубликовала материал о том, как школьник вытащил из полыньи девочку. Вот как рассказала о том случае редакция в статье «Это произошло в обычный зимний день»: «Когда старшая пионервожатая Ольгинской средней школы Вера Ивановна Кошель пришла в редакцию и сообщила о том, что ученик шестого класса Вадим Бобров спас тонущую девочку, в это трудно было поверить. Но случай такой действительно произошёл. В нашем представлении совершить такой поступок под силу только взрослому, уверенному в своих силах, сознательно идущему на риск. Вадик же – простой советский школьник, он такой, как все. Каждый день ходит в школу, учит уроки, читает книги, смотрит мультики, «гоняет» по льду бухты на самокате. И всё же есть одно обстоятельство, которое заставило… написать о нём. Это не сам факт свершившегося, а мотивы поступка пионера.
Конечно, многие могут возразить: мол, любой бы на его месте поступил бы именно так, а не иначе. Ведь наши школьники воспитаны на неувядаемых примерах героизма советских людей, на примерах Гражданской и Великой Отечественной войн. Знает, например, Вадим немало имён героев-пионеров. Воевавших с фашистами и погибших от рук палачей. Но ведь война – это уже жертвы, кровь, насилие, смерть. А этот случай произошёл 9 декабря 1984 года. Вадик с двумя приятелями катался на самокате. Ребята ни о какой опасности и не думали. До полыньи было далеко. И тут вдруг как гром среди ясного неба слабый крик ученицы второго класса Светы Поповой: «По-мо-гите…»
Вадик рассказал об этом эпизоде просто:
– Катались с пацанами на самокатах, слышу крик девчонки. Полынья большая. Её подружки Оля Конратюк и Оля Ракитянская стоят как вкопанные. Растерялись. А Света вот-вот под воду уйдёт. Я побежал к полынье. Но лёд трещал и гнулся, потом пополз, протянул руку и вытащил её на лёд.
Девочку отвели к бабушке, плачущую и трясущуюся от холода. Всё произошло быстро. Вадик вернулся к приятелям, и они продолжали свои забавы дальше».
Автор статьи пишет: «На этом можно поставить точку. Но давайте поразмыслим: мальчишек было трое, а на помощь бросился лишь один. Без колебаний и раздумий. Он мог сам провалиться и, даже страшно себе представить, утонуть. Это был риск, который можно вполне оправдать. Вадик поступил гуманно. Рискнул ради жизни другого человека. А мог струсить? Этот вопрос я задал ему. Он ответил, что не мог. Понял-то всю опасность после происшествия. Но тут ещё один факт интересен. О случившемся никому не рассказал, даже родителям. А рассказали об этом пионервожатой девочки, подружки Светы Поповой. Но даже и после этого он остался немногословен, несколько стеснялся того, что на него вдруг обратили внимание. Для Вадика ничего не изменилось. Всё шло по-старому: те же одноклассники, учителя, уроки, тот же самокат.
Изменения произошли, и значительные, в его сознании. Он испытал, как говорят, на собственной шкуре, что такое рисковать. Когда полз к полынье, думал только о девочке, но не о себе. Забота о ближнем – вот где она проявилась в полной мере: раскрылся характер подростка, который в обыденной жизни невозможно было проявить. Спасение тонущей девочки – это ли не подтверждение смелости советского пионера?
Школьники часто пишут сочинения на тему «Кого бы ты взял с собой в разведку?». И думается, что пионера Вадика Боброва в разведку взял бы каждый. Он надёжный друг и верный товарищ».
Затем о поступке ольгинского пионера рассказала молодёжная газета «Тихоокеанский комсомолец», и о Вадике узнал Приморский край, а спустя время заметку напечатала всесоюзная газета «Пионерская правда». И Бобров стал известен на всю страну. И всё же он остался тем самым шестиклассником, который ничем не отличался от своих сверстников. Но было одно существенное отличие: он уже совершил свой первый в жизни героический поступок.
Такой вот случай произошёл 35 лет назад. Мальчишки и девчонки давно выросли, пережили перестройку, стали не только мамами и папами, но, вероятно, бабушками и дедушками. Время безвозвратно ушло, однако в памяти остался поступок, который школьник совершил в мирное время. Впрочем, благодаря публикациям в советских СМИ Вадим Бобров был награждён медалью «За спасение утопающих».
Он, естественно, хорошо знал о тех подвигах, которые совершали подростки в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Школы, пионерские дружины, отряды назывались именами юных героев: Марата Казея, Зои Портновой, Вали Котика, Володи Дубинина.
Ваш покорный слуга на всю жизнь запомнил, что наша школьная дружина носила имя Володи Дубинина. Его портрет висел на самом видном месте, и биография была известна каждому школьнику. Сегодня, к сожалению, школы утратили не только пионерскую организацию, но и её символы и традиции. Пионер обозначает «первый», то есть идущий впереди и ведущий за собой других. Что в этом плохого? Спросите нынешнего подростка, кричащего на площади «Долой…», что он знает о том же Володе Дубинине? В лучшем случае этот крикун промолчит, в худшем будет нести околесицу. Однако винить такого подростка трудно – по той лишь причине, что никто и никогда не рассказывал ему ни о героях-пионерах, ни о подвигах, ими совершённых. Восполняя этот изъян, редакция нашей газеты «Прогресс Приморья» в год 75-летия Великой Победы готовит серию статей о юных героях, которым посвящались стихи, песни, были написаны книги и поставлены фильмы.
Володя Дубинин
Стоит сказать, что героев в боях за Керчь было немало, но в городе до сих пор помнят 14-летнего Володю Дубина. Он спас от верной гибели партизанский отряд, укрывшийся в каменоломнях.
Володя родился 29 августа 1927 года в семье Никифора Семёновича и Евдокии Тимофеевны Дубининых. Отец его, Никифор Дубинин, в годы Гражданской войны 1918–1922 годов воевал против белых в партизанском отряде. В мирное время стал моряком. Работал на Чёрном море, позже – в Заполярье, куда семья уехала на заработки. И всё же перед войной вернулись в родные места. Володя рос подвижным, любознательным, был среди мальчишек заводилой и настоящим лидером. Любил читать, увлекался авиамоделизмом, фотографией, схватывал на лету всё новое. В одной из книг о Володе Дубинине был описан такой случай: «Как-то дома Володя нашёл медаль «За трудовую доблесть» (вероятно, отца. – Примеч. ред.) и прикрепил её себе на рубашку, заметив: «Красиво». Сестра Валя, которая была старше Володи на два года, урезонила:
– Но это ведь не твоя награда. Такую медаль надо заслужить. А ты ещё маленький!
Володя покраснел, снял медаль и ответил:
– Вот увидишь, каким я стану».
И эти его слова стали пророческими…
Когда грянула война, Никифор Дубинин ушёл на фронт. Евдокия Тимофеевна с Володей и его сестрой переехали к родне, проживающей в районе Старый Карантин. Поступали тревожные вести о том, что гитлеровцы наступают на Керчь. Активизировалось руководство города, готовясь к партизанской войне в случае оккупации. Базами партизан должны были стать Аджимушкайские и Старокарантинские каменоломни, которые представляли собой настоящие крепости.
Володя и его приятели быстро узнали о том, что партизаны уходят в Старокарантинские каменоломни и стали просить взять их с собой. Однако командир отряда не одобрил это предложение. Тогда Володя убедил командира в том, что им легче будет пробираться через узкие расщелины и вести разведку. Мальчишки есть мальчишки, на них фашисты могут и не обратить внимание. Командир отряда Александр Зябрев в итоге зачислил их в отряд. Довольно быстро отряд сумел адаптироваться в необычной обстановке и стал серьёзно беспокоить немцев. Отряд, совершив набег, скрывался в каменоломнях и был таков. Тогда было приказано залить цементом все щели и приступить к осаде. Вот тут-то и пригодились юные разведчики. Володя Дубинин, Ваня Гриценко, Толя Королёв выбирались из каменоломен там, где взрослому это сделать было не под силу, и приносили ценные сведения о противнике. Тогда гитлеровцы заблокировали все крупные лазы, но хрупкий и юркий Володя словно просачивался наружу и вёл разведку. Ребята работали как группа прикрытия. Они отвлекали блокировавших входы солдат шумом, давая возможность Володе выбраться наружу. Так же в условленном месте они встречали из разведки товарища.