>Миллиардам не дают приземлиться
15% гособоронзаказа-2013 в авиации зависли в воздухе
Фото: Василий Шапошников / Коммерсантъ Министерство обороны и Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) не успели заключить в срок до 15 апреля весь перечень контрактов в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ) на 2013 год. Как стало известно «Ъ», сторонам необходимо согласовать еще семь позиций общей суммой более 11 млрд руб. По словам источников «Ъ», задержка стала следствием ревизии контрактов, заключенных при экс-министре Анатолии Сердюкове: новому руководству ведомства потребовалось время, чтобы «понять их логику».
О том, что военные и представители авиапромышленности по состоянию на вчерашний день успели заключить только 85% контрактов от общего объема, «Ъ» рассказали источники в Минобороны и ОАК. Напомним, что все контракты, согласно срокам, установленным Военно-промышленной комиссией, должны были быть заключены к 15 апреля. По их словам, в этом году в рамках ГОЗ числится поставка в войска 66 новых самолетов и 23 — модернизированных и отремонтированных. По данным «Ъ», общий объем уже заключенных контрактов составил почти 62,6 млрд руб. «Порядка 51,4 млрд руб. было отдано за поставку новых самолетов, 7,6 млрд руб. мы потратили на модернизацию и ремонт, научно-исследовательские и опытные работы обошлись в 3,1 млрд руб.,— рассказывает источник «Ъ» в военном ведомстве.— Поставка наземного оборудования обошлась в 380 млн руб.».
Между тем контракты на сумму еще 11,4 млрд руб. остались незаключенными. Они коснулись поставки самолетов Ан-148 (1,2 млрд руб.) и сервисного обслуживания стратегических бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95МС (5,3 млрд руб.), а также дальних бомбардировщиков Ту-22М3 (1,5 млрд руб.). Ожидают также подписания контракты на комплексный ремонт с модернизацией Ту-22М3 (1,5 млрд руб.) и модернизацию Ту-95МС (400 млн руб.). Кроме того, по словам собеседников «Ъ», в рамках ГОЗ на 2013 год не заключены договоры на две опытно-конструкторские работы по проектам Ту-160М и Ту-22М3М (700 млн и 800 млн руб. соответственно).
Источники «Ъ» объясняют задержку с заключением контрактов «сложным переходным периодом», возникшим из-за смены главы Минобороны. «Перед тем как прорабатывать новые соглашения, нам пришлось провести ревизию уже заключенных контрактов, чтобы понять их смысл и логику, чтобы двигаться дальше,— говорит собеседник «Ъ» в военном ведомстве.— В связи с этим мы потеряли достаточно много времени, но сделать это было необходимо». Несмотря на то что сторонам не удалось заключить вовремя весь пакет контрактов, источник «Ъ» в ОАК заявил, что вести переговоры с ведомством под руководством Шойгу «гораздо проще». По данным «Ъ», этому поспособствовало, в частности, принятое военными решение о согласовании цен продукции предприятий-поставщиков покупных комплектующих изделий с военными представительствами. По словам собеседника «Ъ», все вопросы планируется решить в течение месяца.
Вместе с тем, как выяснил «Ъ», в 2013 году на сервисное обслуживание авиатехники будет выделено 8,4 млрд руб. Пока контракты находятся на стадии оформления, поскольку идет реформа системы ее эксплуатации. Напомним, что министр обороны Сергей Шойгу планирует передать в ведение ОАК девять ремонтных заводов, находящихся сейчас в ОАО «Авиаремонт» (субхолдинг ОАО «Оборонсервис») («Ъ» писал об этом от 27 марта).
Впрочем, Минобороны уже готово использовать производственные мощности ОАК для ремонта самолетов. Об этом свидетельствует решение заместителя министра обороны Юрия Борисова, согласованное с президентом ОАК Михаилом Погосяном от 21 февраля (имеется в распоряжении «Ъ»). В нем говорится, что до заключения государственного контракта с Министерством обороны ОАК должно организовать работу по сервисному обслуживанию самолетов с утвержденным заместителем министра обороны перечнем работ в эксплуатирующих организациях, перечнем агрегатов, блоков оборудования ВВС, передаваемых в ОАК в качестве опережающей поставки ремфонда по заданиям сервисного обслуживания на 2013 год. Более того, в этом же решении Минобороны указано предусмотреть в госконтракте оплату объема работ, выполненных ОАК до заключения контракта. «Наша позиция о том, что средний, капитальный и комплексный ремонт вооружений необходимо отдать предприятиям промышленности, принципиальная,— говорит собеседник «Ъ» в Министерстве обороны.— Пересмотру она уже не подлежит».
Иван Сафронов
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2176781