>Мой младший брат Виталий Лебедев
Когда я каждый день прохожу по летно-испытательной станции Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» и вижу, как в небо поднимается вертолет Ка‑52 «Аллигатор», на котором летал летчик-испытатель и просто хороший человек, мой младший брат Виталий Лебедев, слезы наворачиваются на глаза…
В семье моего деда Пантелея Федосеевича и Елены Яковлевны Борсук было, как и у многих в те далекие времена, шестеро детей: Владимир, Дарья, Нина, Любаша, Гена и Толик. Семья была очень дружной. Когда в родную Чернышевку приезжал или Володя из Владивостока, или Любаша с Камчатки, или Гена из Омска, было очень весело и как будто наступал праздник. Володя, старший сын, был морским офицером, служил на острове Русском в береговой артиллерии. Ушел в отставку командиром береговой батареи острова Русского в звании подполковника. Нина в 15 лет уехала учиться на медсестру во Владивосток. Люба окончила училище, получив профессию метеоролога, и поехала на Камчатку, работала в аэропорту Елизово в метеослужбе.
Нина во Владивостоке познакомилась с проходящим службу матросом Геннадием Реснянским. Затем они поженились, и у них в 1958 году родился я. А Любаша вышла замуж за коренного камчадала Виктора Лебедева. В 1963 году у Любы и Виктора родился сын Виталий. Они тогда жили на Камчатке в посёлке Кихчик.
В дальнейшем Виктор Лебедев связал свою жизнь с воинской службой. Он в городе Уссурийске окончил офицерские курсы и надел погоны лейтенанта. Виталя рос очень смышленым парнем. С раннего возраста не по годам схватывал всё на лету.
В то время его дядя Геннадий Борсук после окончания Омского авиационного училища жил на Камчатке и работал вместе с сестрой Любой Лебедевой в аэропорту Елизово. У Геннадия был редкий по тем временам (1965 г.) переносной магнитофон «Весна‑2». Владимир Высоцкий звучал «подпольно» из всех открытых окон. К трем годам от роду Виталя Лебедев знал многие тексты песен Владимира Высоцкого, чем нас очень удивлял. Но не только Высоцкого полюбил Виталя, он практически пропадал на работе у мамы в аэропорту, где и родилась его мечта. Любовь к песням Высоцкого и к полетам Виталий пронес через всю свою жизнь.
Когда отца Витали, офицера, направили служить в группу советских войск в Германии, он уехал к месту службы один. Любаша с сыном приехали к маме в Чернышевку, и Виталя учился в Чернышевской школе (в третьем классе две четверти), пока ждали вызова отца. Мы с ним, несмотря на разницу в возрасте, очень подружились. Лето, речка Телянза (ныне – р. Тихая, приток Синегорки, Анучинский район), деревенская ночь со светлячками на сеновале, первые затяжки украденных у деда Пантелея папирос «Север» и «Беломор», игра в «Знамя» на поляне. Он пытался от нас не отстать ни в чем, уже рассуждал по-взрослому. Тогда он мне сказал: «Я буду летчиком-испытателем!» Так что Приморье и село Чернышевка Анучинского района как для меня, рожденного в солнечном Таджикистане, так и для Витали, рожденного среди гейзеров Паратунки на Камчатке, является родиной.
После окончания десяти классов Виталий поступает в Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков и, окончив его в 1983 году, получает диплом офицера с высшим военно-специальным образованием «летчик-инженер», специальность «Командная тактическая». По распределению Виталий направляется для дальнейшего прохождения воинской службы в состав 710-го отдельного корабельного противолодочного вертолетного полка ВВС Тихоокеанского флота в п. Новонежино Приморского края. Практически на родину.
С Новонежино и полком морской авиации ТОФ у нескольких членов нашей семьи существует определенная связь. В конце 1950-х годов в Новонежино служил срочную службу мой отец, Геннадий Иванович Реснянский, матросом. Затем в 1969–1971 гг. наш с Виталей родной дядя, Геннадий Пантелеевич Борсук, работавший авиатехником на летно-испытательной станции «Прогресса», был призван лейтенантом в вертолетный полк в Новонежино. А я в 1970 году летом на каникулах поехал в Новонежино помогать тете Гале нянчить сына Романа (ему было три месяца). Успел даже сыграть в футбол на воинском стадионе. Ну а заканчивал нашу семейную военную историю Виталий Лебедев. Он прошел службу в полку на должности командира вертолета, командира отряда, заместителя командира эскадрильи… Спустя годы, навещая полк в Новонежино, мы с Виталей даже постучали мячиком на этом же стадионе. Вот такая история…
В 1995 году подполковник В. В. Лебедев окончил вертолетное отделение центра подготовки летчиков-испытателей МО РФ в городе Ахтубинске. Так через четверть века сбылась мечта пятилетнего мальчика – благодаря его целеустремленности и упорству. Я по-доброму завидовал ему и гордился братом.
А когда мы выросли, он мне говорил, что он тоже завидовал нам, арсеньевским мальчишкам, игравшим в хоккей в дворовой команде, когда стоял и наблюдал за нами из-за бортика хоккейной коробки. Я тогда поймал себя на мысли: как же я гордился им, когда в небе летел Ка‑52, а в кабине сидел мой брат, уже не тот мальчик Виталя, а Заслуженный летчик-испытатель России Лебедев Виталий Викторович.
Закончив военную службу, брат продолжил испытывать новую вертолетную технику, работая летчиком-испытателем в фирме «Камов». В октябре 2008 года он поднимал в арсеньевское небо первый серийный Ка‑52. На память о том дне он подписал мне фотографию, на которой он в небе.
Виталий всегда хотел показать предельные возможности вертолета. Недаром он принимал участие в демонстрационных полетах новой вертолетной техники на международных авиакосмических салонах многие годы. На одном из парадов в Санкт-Петербурге, посвященном Дню Военно-морского флота, во главе вертолетного звена В. В. Лебедев пролетал над Невой.
Он с гордостью говорил об Арсеньеве, о «Прогрессе», о людях, с которыми он осваивал новую авиационную технику на нашем заводе. Он говорил: «Я готов годами жить в Арсеньеве, летать на лётно-испытательной станции днями и ночами, чтобы доказать, что на «Прогрессе» могут выпускать отличные вертолеты, чтобы работал завод, чтобы жил Арсеньев, и я готов сделать все от меня зависящее, чтобы «Прогресс» получал заказы и люди в Арсеньеве не остались без работы». До последнего дня он был верен этим словам. Я очень гордился и горжусь своим братом. Им гордится и вся наша семья: мой отец, дядя Виталия, отработавший на «Прогрессе» токарем в механосборочном цехе и получивший перед уходом на заслуженный отдых орден Почета за освоение вертолета Ми‑24, и другой дядя Виталия, Геннадий Пантелеевич Борсук, проработавший с 1968 года на «Прогрессе», в основном на летно-испытательной станции, до выхода на пенсию, отдавший все свои годы на благо нашего предприятия.
До 29 марта 2018 года, до этого последнего дня нахождения в командировке на «Прогрессе», Виталий Викторович Лебедев занимался летными испытаниями вертолетов, полагая все свои силы на процветание нашего предприятия и города Арсеньева.
Мой брат, командир воздушного судна, Заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации, старший летчик-испытатель АО «Камов», летчик-испытатель 1 класса Виталий Викторович Лебедев погиб 12 апреля 2018 года при выполнении полётов по программе испытаний корабля проекта 1171, когда произошло крушение вертолёта Ка‑29 в районе города Балтийска Калининградской области.
Со дня гибели брата прошло более двух лет… Тяжело терять близких и родных людей. Но жизнь продолжается… И она продолжается в сыновьях Виталия Лебедева – в Семёне и Никите, который трудится в холдинге «Вертолеты России», продолжая дело отца. Семья каждый год 12 апреля выходит на военном корабле в Балтийское море, где опускают венок и цветы на месте гибели отца.
В начале 2020 года в гости к многочисленной родне в Арсеньев приезжала родная сестра Виталия Лебедева Анна с 9-летним сыном Артёмом. Мы нашли возможность устроить им экскурсию на «Прогресс». Без слез нельзя было смотреть на Артемку, у которого блестели глаза от счастья, когда он сидел в кресле пилота вертолета, который поднимал в воздух его дядя Виталий.
Виталий Лебедев погиб через неделю после своего 55-летия. У него нет могилы, куда могли бы прийти все, кто его знал, поклониться достойному человеку. Пусть хотя бы эти слова будут светлой памятью о брате и очень замечательном человеке…