>Не вернувшийся из полета
В 2016 и 2019 годах Музей истории и трудовой славы ПАО ААК «ПРОГРЕСС» Холдинга «Вертолеты России» (входит в Госкорпорацию Ростех) пополнился несколькими небольшими предметами, связанными с историей морской авиации Тихоокеанского флота, городом Арсеньевом и заводом «Прогресс».
Гильзы от снарядов авиационной пушки, пулемета и пуговицу с якорем от форменной одежды военнослужащего нашел и передал в музей в 2019 году Андрей Владимирович Коробков, администратор вычислительной сети отдела ИТ-сервисов и технической поддержки ИТ Арсеньевской авиакомпании «Прогресс», энтузиаст и добровольный участник работ, проводимых ООО «Авиационно-реставрационная группа» (руководитель В. В. Акимчук). Он в октябре 2017 года участвовал в поисках запасных частей для реставрируемых в это время группой самолетов. Работы проводились в Ольгинском районе Приморского края в 2 км от села Серафимовки, на месте бывшего военного аэродрома авиачасти ТОФ.
«Теперь там пастбище, – говорит Андрей, – военчасть прекратила свою деятельность в этом месте примерно в 1952–1954 гг. На аэродроме в то время остались брошенными самолеты И‑16, И‑15бис, «Аэрокобры» и другие. В 1990-х годах все это брошенное имущество было разграблено». Но в надежде, что там все-таки можно было что-то найти, группа организовала поисковые работы. Найденные Андреем в числе других предметов две ржавые гильзы и пуговица не пригодились реставрационной группе. И Андрей их передал в музей, понимая, что они могут многое рассказать.
Прибегнув к помощи специалистов авиакомпании, удалось установить принадлежность гильз к определенным видам вооружения и, соответственно, к типам самолетов. Одна из гильз оказалась от патрона к пулемету ШКАС калибра 7,62 мм. Данный пулемет мог устанавливаться на самолетах И‑16 и Ил‑2. Вторая гильза от патрона крыльевой авиационной пушки калибра 23 мм ВЯ (пушка ВЯ‑23) от самолета Ил‑2. А пуговица с якорем, найденная на месте бывшего аэродрома, свидетельствует о том, что она с форменной одежды летчика морской авиации – особого рода сил Военно-морского флота, в конкретном случае – Тихоокеанского флота (ТОФ). Известно, что такие пуговицы с якорем также находят и на местах гибели боевых самолетов, совершавших боевые или тренировочные вылеты во время Великой Отечественной войны.
От этих нескольких небольших предметов, сданных в музей, по ниточкам тянутся несколько историй, хороших дел и исторически важных событий.
История первая
Виктор Васильевич Акимчук, руководитель ООО «АРГ», еще в августе 2016 года передал в Музей истории и трудовой славы ААК «ПРОГРЕСС», предприятия – лидера Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, несколько фрагментов конструкции самолета И‑16, которому в то время реставраторы давали новую жизнь. Переданные тогда в музей предметы не вошли в реставрируемый самолет, зато в экспозиции музея, рассказывающей о ремонте заводом № 116 боевых самолетов, появились подлинные предметы – детали самолета, первого по наименованию отремонтированного на заводе № 116.
При этом также оказалось, что это фрагменты самолета, который точно проходил ремонт на заводе № 116 в 1940 году. Об этом свидетельствует надпись на второй шильде, найденной реставраторами на киле самолета. Из надписей на первой следует, что самолет был изготовлен 22.11.1937 года заводом № 21 в г. Горьком.
В 2019 году экспозиция музея именно в той ее части, которая рассказывает о ремонте заводом боевых самолетов, пополнилась тремя небольшими предметами, сданными Андреем Коробковым.
История вторая. О первой жизни боевого истребителя И‑16, не вернувшегося из полета
В первой жизни у И‑16 были успешные полеты, ремонты, но завершилась она, к сожалению, катастрофой. Бойцы Приморской региональной молодежной общественной организации «Поисковый отряд «Авиапоиск» (ПРМОО «ПО «Авиапоиск», командир Я. В. Ливанский) спустя 71 год после катастрофы разыскали погибший самолет.
28 августа 1944 года, как они узнали из архивных документов, на территории Приморского края произошла авиакатастрофа. Самолет И‑16 тип 5, которым управлял В. Воликов, в составе звена совершал тренировочный полёт. В ходе полёта В. Воликов отошёл от строя и вошел в облачность. Он попытался выйти из нее, но решающую роль сыграла высота сопки – 1300 метров. Самолёт левым крылом зацепился за деревья и ударился о склон. Лётчика выбросило из кабины, и он погиб. Поиск незахороненных останков погибших экипажей и увековечение памяти военных летчиков, погибших при исполнении воинского долга, – цель благородной деятельности поискового отряда «Авиапоиск».
В ходе первой экспедиции поисковики до места трагедии добирались несколько часов по труднопроходимому лесу. В тот раз рядом с обломками самолета ими был найден ботинок летчика. Но из-за ухудшившихся погодных условий экспедицию пришлось завершить.
В ходе своей повторной экспедиции к месту катастрофы истребителя в октябре 2016 года бойцам поискового объединения «Авиапоиск» удалось найти и поднять фрагменты тела лётчика. Их поисковый выход к месту падения самолета оказался очень тяжелым. Ночёвку было решено делать уже рядом с самолетом, а поисковые работы было решено начать в темноте сразу по прибытии. В 23:45 летчик был найден.
На рассвете начались эксгумационные работы. Всего было поднято почти восемьдесят костных фрагментов, пуговица с якорем, застёгнутый грудной карабин парашютной системы, рамка парашютного ранца и чековая скоба. Нижняя часть тела полностью отсутствовала. Поисковики знают: такое часто происходило, когда лётчика при лобовом ударе выбрасывало из кабины.
Полгода длился розыск родственников, который, к сожалению, оказался безрезультатным. В документах молодого лётчика разнятся сведения о его рождении и призыве. Так, из учётно-послужной карты офицера следует, что Виктор родился в 1921 году в г. Мурманске, а в алфавитной карточке ЦВМА местом рождения указан г. Таганрог, откуда он прибыл на обучение в Военно-морское авиационное училище им. Сталина в г. Ейске 15 сентября 1941 года. Окончив его, младший лейтенант Воликов получил назначение в 19-й истребительный авиаполк ВВС Тихоокеанского флота, где и прослужил до дня своей трагической гибели во время учебно-боевого полёта 28 августа 1944 года.
Через полгода после завершения поисковых работ прах лётчика-истребителя 1-й авиационной эскадрильи 19-го ИАП ВВС ТОФ, младшего лейтенанта Виктора Георгиевича Воликова был с почестями предан земле на Шевелёвском кладбище г. Артёма 3 мая 2017 г.
История третья. Вторая жизнь самолета И‑16
Вторую жизнь самолету И‑16 подарили реставраторы-энтузиасты из г. Арсеньева, место катастрофы которым показали бойцы поискового отряда «Авиапоиск». И уже реставраторам за несколько тяжёлых походов к месту катастрофы удалось вынести хвостовое оперение, стойки шасси, винт, лонжероны, бронеспинку, козырёк фонаря и множество других частей. Все они были установлены на воссозданный с нуля «ишачок». Истребитель был ими восстановлен более чем на 50 % из оригинальных фрагментов. То, что не было обнаружено и не удалось установить из оригинальных фрагментов, было изготовлено заново или применено из найденного на местах других катастроф.
В мае 2017 года получивший благодаря мастерам авиационно-реставрационной группы из Арсеньева вторую жизнь самолёт И‑16 младшего лейтенанта Виктора Воликова был открыт в торжественной обстановке. Он предстал перед публикой на празднике, посвященном Дню Победы, который ежегодно устраивает ныне собственник самолета – Приморская фирма АО «Авиалифт Владивосток» – на территории своей авиационной базы в Артеме. Тогда свидетелями этого исторического события в Приморском крае стали более шести тысяч человек. Имея свой собственный парк вертолетов, фирма также собирает и исторические машины. Подобные выставки – это плод совместного труда нескольких групп энтузиастов: реставраторов, поисковиков и авиаторов-профессионалов.
Летчика похоронили с почестями, части самолета вывезли и позже восстановили реставраторы «АРГ», передав небольшую их часть в Музей истории завода «Прогресс», а еще спустя какое-то время на месте катастрофы боевого самолета усилиями бойцов отряда «Авиапоиск» появилась памятная табличка. Так энтузиасты «Авиапоиска» увековечивают память о военнослужащих, погибших и пропавших без вести при исполнении служебных обязанностей по защите Отечества.
Поисковики в тесной связке с реставраторами авиационной техники возвращают из небытия имена и машины тех, кому было не суждено вернуться на свои аэродромы и кто остался безымянным в лесных неизвестных могилах. Общее число самолётов, найденных отрядом «Авиапоиск», – более пятидесяти, а количество найденных и перезахороненных останков лётчиков постоянно возрастает. Уже установлено более 300 имён погибших и пропавших без вести лётчиков. И поиск этот продолжается.
История четвертая. О самолете Ил‑4
В экспозиции Музея истории и трудовой славы ПАО ААК «ПРОГРЕСС» рядом с информацией и предметами, связанными с самолетом И‑16, как о первом самолете, отремонтированном на заводе, располагается и информация о самолете Ил‑4 (ДБ‑3Ф), который также в числе первых ремонтировался на авиаремонтном заводе № 116. В 1994 году у поселка Светлая Тернейского района был найден один такой самолет. Предположительно в 1945 году он в ходе выполнения очередного вылета во время Советско-японской войны был подбит. Машина едва дотянула до приморского побережья и была найдена спустя почти полвека. Восстанавливали ее тогда три организации: военно-спортивный клуб «Поиск» (г. Арсеньев), авиационно-реставрационная группа и ААК «Прогресс», лидер Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Восстановленный самолет с 2004 года включен в экспозицию Центрального музея Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. (Музей Победы) и находится на Поклонной горе в г. Москве. История находки этого самолета с реальной боевой историей, его реставрация в цехах «Прогресса», его трудная транспортировка в Москву – все это требует отдельного большого рассказа от лица непосредственных участников этого многолетнего грандиозного процесса. А пока в одной из витрин Музея истории и трудовой славы ПАО ААК «ПРОГРЕСС» лежит фотоснимок самолета Ил‑4, сделанный в 2015 году бывшим сотрудником завода. И мы знаем, что этот самолет отреставрирован и прибыл в Москву из Арсеньева.
Теперь артефакты, рассказывающие как о ремонте и восстановлении машин заводом «Прогресс» в годы Великой Отечественной войны, так и о реставрации боевых самолетов в мирное время, представлены в экспозициях музея завода «Прогресс» и Музея Победы в г. Москве.