>Новая стратегия развития ДВФУ
С конца 2015 года впервые в истории ДВФУ началось внедрение технологии Rapid Foresight, нацеленной на проработку регионального аспекта Стратегии ДВФУ-2030. Проект «Форсайт-центр ДВФУ» ориентирован на решение задач от внешних заказчиков — субъектов Федерации и городов Дальнего Востока, госкорпораций, крупных частных компаний, разворачивающих свои проекты и программы на российском Дальнем Востоке и в АТР.
О том, что такое форсайт, как он работает в университете и зачем для его реализации нужны эксперты из школ ДВФУ, рассказывает начальник отдела стратегических разработок Дирекции программ развития ДВФУ Владимир Козырь:
— В целом в форсайте комплексно используются и проектирование, и программирование, и прогнозирование, и сценирование. Эти методы взаимно дополняют друг друга, повышая качество предвидения.
Как правило, часть экспертов, участвующих в форсайте, являются держателями проектов. Работа с форсайтом позволяет участникам договориться по поводу образа будущего. Меры по его поддержке — конкретные проекты, которые позволяют видеть будущее более реалистично. Это также является элементом программирования будущего.
Качество форсайта напрямую зависит от количества и качества экспертных точек зрения. В частности, каждой школе при разработке программ развития необходимо охватить всю полноту реализуемых научных и образовательных направлений и проектов. В противном случае будущее школы будет неполным, то есть в нем будут отсутствовать направления деятельности, не представленные в форсайте экспертными точками зрения. Поэтому очень важно ответственно подойти к выбору экспертов для работы в форсайте.
Помимо экспертов в форсайте участвуют люди, которые умеют работать с экспертами и экспертизой, их называют форсайтерами. Сутью работы форсайтеров является получение от экспертов необходимой информации и обработка ее по определенной методике для создания комплексного видения будущего.
Важность для ДВФУ проводимой сейчас форсайт-сессии обусловлена необходимостью разработки Стратегии ДВФУ-2030. Использование в разработке стратегии продуктов форсайта должно в значительной степени повысить качество стратегической работы. В дальнейшем в опоре на Стратегию ДВФУ-2030 и на продукты форсайта в школах будет разрабатываться новая редакция Программы развития.
Сейчас с ДВФУ работает сильная команда профессиональных форсайтеров из сетевой организации «Конструкторы сообществ практики» (КСП). Они являются постоянными подрядчиками МШУ «Сколково» и Агентства стратегических инициатив. Возглавляет команду Денис Коричин, он, кстати, является главным конструктором «Форсайт-флота».
КСП провели у нас два мероприятия, в большей степени ориентированных на подготовку коллектива ДВФУ к самостоятельной работе. В конце июня — начале июля планируется рабочая сессия Rapid Foresight. Она будет ориентирована на получение продукта для использования в разработке стратегии университета и программ развития для школ.
В данный момент времени силами рабочей группы мы выполняем домашнее задание в рамках подготовки к рабочей сессии — готовим матрицу компетенций школ, ориентированную на вызовы и возможности стран АТР. Также рабочая группа готовит экспертный пул для участия их в сессии. В него входят внутренние эксперты — сотрудники ДВФУ и внешние эксперты. На форсайт-сессии эксперты совместно с внешними экспертами и стейкхолдерами определят стратегическое видение университета в рамках регионов — российского Дальнего Востока и АТР.
В рамках решения внутренних задач планируется отработать форсайты по трём темам. Первая тема определяет региональную повестку. Этот текущая форсайт-сессия. Второй темой станет детализация научной повестки университета уже с учетом региональных рамок. И третья форсайт-сессия начнется в конце 2016 года, которая будет посвящена уточнению образовательной повестки с учетом региональной специфики и ранее сформированной научной повестки.
Справка. Форсайт (от англ. Foresight — взгляд в будущее, предвидение) — это одна из передовых социальных технологий работы с будущим той или иной организации, в том числе такой крупной, как государство. Форсайт — метод, используемый в управленческой практике, в первую очередь направленный на формирование «стратегического видения» и в меньшей степени — на принятие решений. Задачей форсайта как метода является расширение восприятия доступных стратегических возможностей организации или сферы деятельности, представляемой участниками процедуры форсайта. Форсайт как технология базируется на нескольких принципах. Во-первых, будущее зависит от прилагаемых усилий, его можно создать. Во-вторых, будущее вариативно: оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и заинтересованных лиц. В-третьих, есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно, можно подготовить будущее таким, каким мы хотим его видеть. Стейкхолдеры — лица, заинтересованные в действующей организации. Например, применительно к ДВФУ стейкхолдерами можно считать крупные компании, которым необходимы кадры, подготовленные университетом.
На пороге научного прорыва
О развитии науки в ДВФУ говорит исполняющий обязанности проректора по науке и инновациям ДВФУ, д.т.н., профессор Анвир Фаткулин:
— Очевидно, что без концентрации научных сил и ресурсов на приоритетных направлениях добиться больших научных достижений не удастся, — говорит Анвир Амрулович. — Для ДВФУ соответствующие приоритеты определены в Программе развития ДВФУ и в Программе повышения конкурентоспособности. Это исследования Мирового океана, интеграция университета в научное, экономическое, технологическое и культурное пространство АТР и развитие биомедицины на основе дальневосточных биоресурсов.
Пожалуй, наиболее важный приоритет — это интеграция и кооперация со странами АТР. Она подразумевает совместные исследования и обмен научными достижениями с ведущими университетами и научными организациями, сотрудничество в инновационной сфере, вывод наших перспективных разработок на азиатские рынки, исследования в гуманитарной и экономической сфере. И этот общий приоритет исключительно важен не только для ДВФУ, но и для всей России. И не случайно Международным экспертным советом в рамках Программы повышения конкурентоспособности поддержана стратегическая академическая единица ДВФУ «Научно-образовательный Центр Азиатско-Тихоокеанских исследований» (ЦАТИ) с целевым финансированием в несколько сотен миллионов рублей.
Важный вектор исследований Мирового океана — изучение Арктики. Это комплексное направление. Сюда относятся разработка и проектирование технологий добычи нефти и газа в шельфовой зоне, разработка экономико-математических моделей, баз данных, программно-аппаратных средств спутникового мониторинга, профильное кораблестроение, логистика Северного морского пути, правовые исследования статуса Арктики и многие другие вопросы. Одним из ключевых наших партнеров выступает компания «Роснефть».
Создание лекарств и инновационных продуктов из морских организмов, дальнейшая коммерциализация этих разработок — то, что реально может вывести нашу науку и наши предпринимательские инициативы вперед. У нас здесь большой задел и авторитетные партнеры — хорошие связи с Институтом биологии моря и Тихоокеанским институтом биоорганической химии ДВО РАН, с Тихоокеанским научно-исследовательским рыбохозяйственным центром, с зарубежными партнерами. Сегодня большим научным коллективом ведутся исследования в области морской биологии в рамках специального гранта Российского научного фонда.
О студентах, магистрантах, аспирантах
Один их важнейших трендов развития мировых университетов — интеграция образовательного и научного процессов. Только таким способом возможно развивать у студента те творческие и профессиональные компетенции, без которых современный выпускник просто не будет востребован на рынке труда.
Разумеется, на молодежную науку надо делать особую ставку, постоянно искать пути ее развития. В ДВФУ на это направлены различные механизмы стимулирования и поддержки. Это надбавки к базовой академической стипендии (в зависимости от вклада и достижений студента сумма выплат может варьироваться от 5 до 50 тысяч рублей), именные стипендии Президента РФ, Правительства РФ, «Роснефти», «Транснефти», Сбербанка, Альфа-Банка, Оксфордского российского фонда, Mitsubishi Corporation, British Petroleum, Shimadzu Corporation, других наших партнеров, премия «Аякс» за научные достижения, тревел-гранты для участия в конференциях, проведение различных мероприятий (фестиваля науки, конкурсов инновационных проектов и др.), различные формы поддержки в рамках Программы развития ДВФУ и ППКС и, конечно, моральное стимулирование. Студенческая наука имеет различные форматы своей организации, в том числе формат Объединенного студенческого научного общества — самоуправляемой организации, основанной на добровольном членстве студентов, желающих участвовать в научно-исследовательской и научно-организационной деятельности.
Научная работа является частью образовательных программ магистратуры и аспирантуры, и очень важно здесь ее развивать по самым высоким меркам, так как эти уровни образования направлены на подготовку высококвалифицированных специалистов с опережающими компетенциями, и набор здесь ежегодно увеличивается. На этих уровнях образования практически все обучающиеся привлекаются к научно-исследовательской и инновационной деятельности в лабораториях ДВФУ, ДВО РАН, научно-образовательных центрах, в рамках научных грантов, программ и проектов, в том числе международных, при выполнении научно-технических и опытно-конструкторских работ в интересах крупных промышленных предприятий.
Так, например, в рамках проектов по 218-у Постановлению Правительства РФ студенты и аспиранты ДВФУ принимают активное участие в создании роботизированного комплекса обработки деталей из композитных материалов для вертолетов (заказчик работ — лидер Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России Арсеньевская авиационная компания «Прогресс»), проектируют технологию плазменно-электролитического оксидирования для завода «Звезда», разрабатывают технологию лазерной порошковой наплавки на базе АО «Центр судоремонта «Дальзавод», разрабатывают технологические решения и методы производства импортозамещающего белка в рамках проекта с ООО «Арника», выполняют другие исследовательские и проектные работы.
Новые проекты
Конечно, одними структурными построениями научных прорывов не обеспечить. Главное — сильная научная школа, ведущие ученые, современное научное оборудование, постоянный приток средств на выполнение исследований.
Сегодня в ДВФУ развитие таких школ — важнейшая задача. Одновременно с укреплением существующих научных школ по ряду новых перспективных научных направлений открываются лаборатории, в которые приглашены ученых с мировым именем. Это, например, Международная лаборатория горения и энергетики, возглавляемая профессором университета Тохоку Каору Марутой (Япония), Лаборатория исследования климата под руководством нобелевского лауреата Риккардо Валентини (Италия), Лаборатория биологии морских беспозвоночных под руководством академика РАН Владимира Малахова.
В ближайшее время планируется создание Лаборатории комплексных археологических экспертиз и объектов культурного наследия под руководством профессора университета Хоккайдо Хирофуми Като (Япония), Центра геномной и регенеративной медицины с приглашением заведующего лабораторией синтетической эпигенетики Университета Эдинбурга Александра Каганского (Великобритания), Центра киральной биофотоники под руководством профессора Центра квантовых материалов Университета Стоуни-Брук Дмитрия Харзеева (США), других лабораторий мирового уровня.
ДВФУ — центр поворота России на Восток
Исполняющий обязанности ректора Дальневосточного федерального университета Никита Анисимов — о перспективах развития академического форпоста страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе:
– Концепция университетов предполагает, что ведущие вузы предстают как центры генерации и создания инноваций, формируют вокруг себя такую экосистему, которая приводит к развитию экономики. В концепции развития острова Русского нужно отразить роль университета как локомотива не только научного, но и инновационного и инфраструктурного развития. Тогда остров сможет стать интеллектуальным ядром Дальнего Востока, островом умных и успешных людей.
Основная задача ректора состоит в том, чтобы коллектив университета почувствовал себя единой командой. ДВФУ прошел непростой путь объединений и переездов. Еще пять лет назад люди работали в разрозненных, часто конкурирующих организациях. Некоторые коллективы и по сей день остаются территориально удалены. Нужно «вдохнуть» в этих людей ощущение единых задач. В этом смысле я далек от того, чтобы рубить сплеча. Нам всем вместе необходимо последовательно создавать условия для научного созидания, делать так, чтобы атмосфера творчества находилась во главе угла, чтобы в вузе формировались сильные научные коллективы и студенты, магистранты и аспиранты участвовали в прорывных научных проектах. Целеустремленной молодежи со всей страны должно быть интересно не просто приезжать учиться в ДВФУ, но и оставаться на Дальнем Востоке, создавать свое дело.
Положительный результат приемной кампании связан с увеличением количества абитуриентов, приехавших из разных точек России: треть всех зачисленных на первый курс студентов — представители 65 субъектов РФ. Это говорит о том, что ДВФУ все активнее работает как федеральный вуз.
В этом году мы приняли 3000 иностранных студентов из 52 стран мира. Среди лидеров — Китай, Вьетнам, другие страны АТР, к которым за счет активного международного рекрутинга присоединились Индия и Колумбия. Впервые ДВФУ принял граждан Австралии, Великобритании и Боливии. Таким образом, мы постепенно выходим на проектные цифры, которые заложены в «дорожных картах» университета.
Отрадно, что у иностранцев горят глаза. Они мотивированы получением фундаментальных знаний. Я уверен, что потом, когда мы будем приезжать в партнерские страны, будем видеть наших выпускников на руководящих должностях, и это будут очень лояльные к России люди.
Университет проводит четкую политику по формированию центра Азиатско-Тихоокеанских исследований в регионе. Мы хотим стать лидерами на этом поле и постепенно занимаем эту позицию. Сейчас формируется экспертный совет по данному направлению, и все университетские школы соответствующего профиля будут консолидированы в мощную структурную академическую единицу, создание которой было поддержано международным экспертным советом программы «5-100».
О лидерах
ДВФУ — большой университет, в котором сейчас на программах высшего образования обучается 24 тысячи студентов, и, выделяя какие-то конкретные приоритетные направления подготовки, мы автоматически отодвигаем на второй план другие. Это не совсем корректно для классического университета, имеющего в своем распоряжении весь спектр образовательных программ — от инженерных до спортивных и культурологических. Но я могу выделить заметные лидирующие направления. Например, морская биология. Рядом с университетом на острове Русском построен Приморский океанариум, который входит в десятку лучших в мире и не имеет аналогов в России. Вместе с Школой естественных наук ДВФУ и Институтом биологии моря имени А.В. Жирмунского ДВО РАН, которыми одновременно руководит академик Андрей Адрианов, создается мощный центр научного превосходства в морской биологии. Конечно, академику нужна крепкая команда молодых ученых, которые потянут за собой аспирантов ДВФУ, и тогда в России можно будет ждать серьезного прорыва в этой сфере научного знания.
Большие планы касаются развития научной школы климатологии. В этом году создана климатическая лаборатория ДВФУ, которую возглавил Нобелевский лауреат Риккардо Валентини. У нас уже установлена уникальная комплексная научная станция для мониторинга парниковых газов. Научный коллектив под руководством выдающегося исследователя с мировым именем должен будет провести анализ влияния Дальнего Востока на климатическое состояние Земли: леса Дальнего Востока занимают площадь более 200 миллионов гектаров, считаются «зелеными легкими» планеты.
Мы наблюдаем огромный спрос на биомедицинское образование, подкрепленное сплавом теории и медицинской практики. Важным преимуществом нашей Школы биомедицины является собственная университетская клиника, соответствующая самым высоким мировым стандартам. Клиника — пилотный проект правительства РФ: впервые медицинское учреждение подчиняется Минобрнауки, а не Минздраву, и входит в состав нашего университета. Кроме того, в школе 15 научных лабораторий, есть даже своя лаборатория фармакологии и биоиспытаний, что крайне важно для обучения фармакологов, сопровождающих спортивную деятельность. Не будем забывать, что ближайшие три олимпиады пройдут именно в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Вполне закономерно, что нам потребуется усиленная подготовка студентов в сфере культуры. Владивосток развивается как одна из культурных столиц России. Мариинский театр открыл здесь Приморскую сцену. В скором времени появятся филиалы Эрмитажа, Русского музея и Академии русского балета имени Вагановой.
Юридическая школа ДВФУ всегда входила в пятерку лучших в России. Подготовка студентов-юристов на Дальнем Востоке проводится в контексте многокультурной юридической среды и международного права.
Университет как Центр Азиатско-Тихоокеанских исследований в регионе
ДВФУ всегда был и остается центром образовательного поворота на восток. Для нас крайне важно, что министр поддержала это направление. Это означает, что именно в данном векторе надо продолжать двигаться дальше.
Такая перспектива притягивает заинтересованных студентов из стран АСЕАН. Например, более 80 студентов из Вьетнама учатся в ДВФУ по программам эксплуатации атомных энергетических станций. У Росатома есть большая программа международного сотрудничества в этой сфере, и ДВФУ в данном случае выступает местом интеллектуального сопровождения кадрового персонала. Сорок студентов из Индии поступили в этом году на англоязычную программу по лечебному делу, впервые открытую в Школе биомедицины ДВФУ. У нас много китайских студентов, ориентированных на получение образования в инженерной сфере. В ДВФУ очень сильная инженерная подготовка, которая высоко ценится за рубежом.
Но мы считаем недостаточным качество приема на инженерные направления подготовки. В связи с этим планируем внимательно проанализировать содержание этих программ с точки зрения передового края современной инженерной практики. Если брать подводную робототехнику, то здесь ДВФУ действительно лидирует. Однако по классическим инженерным направлениям (например, по исследованию динамики и прочности) конкуренция среди российских технических вузов, которые сейчас переживают период «образовательного ренессанса», довольно высока, нам не всегда удается ее выдерживать.