>«Один с сошкой, семеро с ложкой»: промышленники края обсудили во Владивостоке проблемы заводов

О том, что убивает приморские предприятия и как им выжить, говорили во вторник, 26 мая, на конференции регионального отделения ОНФ "Страна живет, пока работают заводы". Обсудить проблему собрались представители разных отраслей промышленности — от пищевой до лесоперерабатывающей. Одной из самых эмоциональных стала дискуссия на круглом столе, объединившем обрабатывающие компании оборонно-промышленного комплекса.

О рентабельности предприятий отрасли рассказал председатель приморского отделения Союза машиностроителей России Михаил Колтович. "На прошлой встрече ОНФ на вопрос лидера регионального штаба Романа Титкова о гособоронзаказе президент России Владимир Путин ответил: рентабельность продукции оборонно-промышленного комплекса должна быть не менее 17%. Это нормальная цифра, о которой мы даже не мечтали. Мы всегда говорили о 15%, — характеризует Михаил Колтович экономическую эффективность работы приморских предприятий ОПК. — Что же есть на самом деле? На сегодняшний день на «Дальприборе» рентабельность — менее 8%, на «Звезде» — 7%, «Прогресс» — 6%, «Автоматика» — 5,9%, «Восточная верфь» — 4,9%, 322-й авиазавод — 4%, «Гранит» — 0,3%, а «Дальневосточный арсенал», который утилизирует опаснейшее минно-торпедное вооружение, работает в убыток: минус 15%. Как при такой рентабельности решать вопросы социалки, в первую очередь жилья для рабочих? Как расширять производство, готовить сотрудников?"

По мнению эксперта, необходимо изменить либо налоговый кодекс, либо вышедший закон о промышленной политике. В частности, освободить предприятия ОПК, да и промышленность в целом, от налога на прибыль и подоходного налога, если на нем открывается новое производство с увеличением числа рабочих мест на десять и более человек. Действовать такая льгота должна три, а лучше пять лет на 100%, а еще два года — на 50%. Это даст предприятиям стимул.

"У нас есть закон о том, что при вложении 300 миллионов рублей для иностранных инвесторов предусмотрены трехлетние налоговые каникулы. О наших действующих предприятиях нет и речи! — заметил Колтович. — Мы говорили с первым вице-губернатором Усольцевым о том, что необходимо снизить ставку земельного налога до 0,5%, тарифы на железнодорожные и авиаперевозки грузов, поставляемых в рамках гособоронзаказа, восстановить в ФЗ №44 такой способ обеспечения исполнительного контракта, как страхование, оно для исполнителя наименее затратно в части гарантий выполнения обязательств".

Генеральный директор ЗАО "Морская инженерная компания" Юрий Рыбалкин жаловался на дальневосточные надбавки, которые забивают гвоздь в крышку гроба промышленности региона. Правительство перенесло задачу закрепления людей на территориях с экстремальными погодными условиями именно на бизнес, говорит работодатель. То есть дальневосточные коэффициенты и надбавки, а также налоги с них, лежат не на плечах государства, а на плечах тех, кто обеспечивает население рабочими местами.

"Если взять среднюю зарплату в 30 тысяч рублей в месяц, то социальный налог и НДФЛ, начисляемые на районные коэффициенты и дальневосточные надбавки, в месяц достигают 4837 рублей на каждого работающего. В результате дополнительная годовая нагрузка на одного человека составляет по выплате «дальневосточных» 135 тысяч рублей, по налогам на эти доплаты еще 58 044 рубля. Итого нашему работодателю каждый работник обходится дороже на 193 044 рубля, чем если бы мы были в средней полосе страны.

В бюджетной сфере в крае работает около 600 тысяч человек, в коммерческой — 980 тысяч. Годовая дополнительная финансовая нагрузка на бизнес Приморья составляет по выплате ДВ надбавок 81 миллиард рублей и еще 34,8 миллиарда — налоги. Краевой бюджет, для сравнения, в год составляет порядка 85 миллиардов, — делится своими расчетами Юрий Рыбалкин. — С учетом оплаты дополнительных отпусков, сокращенной рабочей недели для женщин и особенностей расторжения трудовых отношений дополнительные затраты на формирование фондов оплаты труда для предприятий Приморья выше, чем аналогичные затраты для бизнеса из средней полосы России, на 63%.

В результате себестоимость продукции с малой добавленной стоимостью возрастает на 12-15%, наукоемкой продукции — на 20-30%. В дополнение к этой финансовой нагрузке на работодателя Дальнего Востока с прошлого года законом возложена еще одна «почетная обязанность»: раз в два года оплачивать проезд работника и неработающих членов их семей к месту отдыха и обратно. Учитывая цены на билеты, проезд в Крым или на Кавказ будет стоить около 160 тысяч рублей на каждого работника с родственником. Оплата проезда потребует увеличение дохода бизнеса при его неизменной рентабельности на уровне 9-12%, как следствие — к росту цен на товары и услуги и снижению работоспособности экономики региона".

В свою очередь, отметил спикер, власти края и муниципалитетов не заинтересованы в снижении налогового бремени, потому что большая часть выплат оседает в краевой и муниципальной казне. При таком раскладе, по мнению Рыбалкина, приморскую промышленность не спасут никакие ТОРы.

На уточняющий вопрос о том, не повлияет ли снятие социального взноса на пенсию для работников, выступающий тоже ответил сухими цифрами: "Средний стаж работы до выхода на пенсию у мужчин — 37-38 лет, у женщин — на пять лет меньше. Отчисления по социальным взносам должны обеспечить вам среднюю пенсию до 79 лет на уровне, если посчитать по нашим деньгам, 24-25 тысяч. Сейчас пенсионер, выходя при средней краевой зарплате, получает 12 тысяч рублей. Государство лукавит. Все думают, что мы недоплатим в социальные фонды, не с чего будет давать пенсию, — это ошибка".

Налоги — только полбеды. Есть еще масса государственных ведомств, которые профессионально "кошмарят бизнес", озвучивает проблему генеральный директор завода-изготовителя металлоконструкций "Ураган" Вячеслав Писаревский. А Кодекс об административных правонарушениях, говорит он, словно бы писали представители всех этих ведомств, чтобы осложнить промышленникам жизнь: 

"Сегодня нас бьют Росприроднадзор, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, транспортная инспекция, пожарный надзор и так далее. Они приходят с проверками, причем такими тенденциозными — лишь бы только наказать. Штрафы в сотни тысяч, зачастую по абсурдным основаниям. Одного наказали за то, что не построил туалет для рабочих в лесу, другого — за то, что не зарегистрировал дымосос на котельной. Вокруг каждого из этих ведомств зарегистрирован целый ряд «компашек», которые, зная, что к тебе придут с проверкой, предлагают свои услуги по подготовке документов. А попробуй сам изучи все ГОСТы — для этого надо держать специальную службу и юристов".

В советское время, замечает Писаревский, в его родном Партизанске был один инспектор пожнадзора. Сейчас их девять. А население в городе сократилось и численность предприятий упала. "Один с сошкой, семеро с ложкой", — грустно смеясь, прокомментировали присутствующие за круглым столом.

Еще одна проблема — кадровая. Участники круглого стола обсуждают, чем заманить молодежь на заводы. Михаил Колтович предлагает выйти на законодательный уровень с предложением освобождать от службы в армии парней, в том числе выпускников вузов, работающих на предприятиях оборонного комплекса. Но в основном работодатели сходятся во мнении: молодежи нужны достойная зарплата, интересная работа и жилье.

Заместитель генерального директора по персоналу машиностроительного завода "Варяг" Александра Балакерская не скрывает: сегодня заводам приходится переманивать высококвалифицированных специалистов друг у друга. "Средний возраст кадров на предприятии превышает 50 лет. А выпускники средних профессиональных и высших учебных заведений не подготовлены к выполнению производственных задач. Мы вынуждены самостоятельно готовить специалистов — у нас есть учебно-производственная часть, где мы своими силами учим молодых рабочих. На наш взгляд, основная причина такой нехватки кадров — отток населения из региона. В 2014 году он достиг 5 500 человек. У нас в Приморье выше стоимость жизни, дороже продукты, а зарплаты ниже. Средняя зарплата по Владивостоку в прошлом году составила чуть больше 30 тысяч рублей, в Санкт-Петербурге — 50 тысяч, в Москве — 70, — говорит Александра Балакерская. — И главное — отсутствие жилья для работников машиностроительных предприятий. Мы уже два года боремся за выделение земли под строительство жилого дома для сотрудников — пока нет поддержки города и края".

Модератор круглого стола Роман Титков напомнил, что с переходом на систему "бакалавриат-магистратура" качество инженерного образования тоже резко снизилось. Работодатели сталкиваются с тем, что после вуза приходят выпускники, которые даже ни разу не были на практике.

Вносят свой вклад и демографические изменения. В прошлом году за счет низкой рождаемости в учреждения среднего профессионального образования недобор составил 11% — а государственное финансирование средние специальные учебные заведения получают именно исходя из того, сколько человек в них поступило. Для предприятий ОПК в прошлом году колледжи и техникумы выпустили 479 специалистов. Далеко не все они, говорят представители департамента образования, работают по специальности — для многих просто не нашлось мест. Представители завода "Варяг", правда, тут же замечают, что это статистика не в целом по отрасли: места есть, приезжают даже выпускники из других регионов.

Директор краевого департамента образования Елена Григорьева, говоря о подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена, отметила слабую ориентацию студентов на практику. Для подготовки специалиста, который будет работать на высокотехнологичном оборудовании, необходимо, чтобы в учебном заведении была хотя бы "демо-версия" такого оборудования. Она отметила, что, например, в колледже судостроения и судоремонта в Большом Камне появляются лаборатории с современной техникой. Все эти станки очень дорогие, так что выделять деньги из бюджета не получается — для колледжа основные средства дает Дальневосточный центр судостроения и судоремонта, в состав которого входит "Звезда". Но чтобы создать полноценный учебный центр, требуется около 377 миллионов рублей.

"В мире этот вопрос решается за счет объединения усилий работодателей и образовательных учреждений. Я прошу не путать это с корпоративным образованием, когда на заводе идет обучение сотрудников. Речь идет о полноценном профессиональном образовании на базе государственного учреждения", — рассказывает Елена Григорьева.

Представитель приморской Торгово-промышленной палаты Владилен Брежнев приводит цифры: доля импорта в станкостроении — около 90%, в машиностроении — 60-80%, в легкой промышленности — 70-90%, в фармацевтической и медицинской промышленности — 70-90%, в машиностроении для пищевой промышленности — 60-80%. И видит необычный выход — заинтересовывать молодых специалистов в создании российского оборудования. "Все говорят — дайте нам фонды, мы их освоим, дайте нам чертежи… А может быть, пойти от обратного? — предлагает Брежнев. — Надо, наверное, растить новые кадры — и по социальному воспитанию, и по духу. Если будет какая-то заинтересованность у человека в чем-то совершенно новом, то он останется и в крае, и на заводе".

 

от admin