>Подбил четыре вражеских танка – в одном бою
Свой боевой путь Вячеслав Васильевич Инзарцев начинал в октябре 1944 года и закончил в мае 1945 года. Командир стрелкового взвода 318-го Новороссийского горнострелкового полка встретил День Победы в госпитале.
Детство Вячеслава Инзарцева прошло на Волге, в основном на речном судне, где механиком работал его отец. Весь навигационный период семья жила на пароходе, маршрут которого (от Рыбинска до Астрахани) он знал как свои пять пальцев. Поэтому мечтал стать судовым механиком. Подросток был в курсе всех дел команды. Мама, учительница, матросам в свободное от вахты время давала уроки грамотности. Это были 30-е годы – годы всеобщей борьбы с безграмотностью. За парты сели бородатые дяди, обременённые детьми и домашними заботами женщины.
В пароходстве был такой порядок: если судно до окончания навигации не успевало дойти до порта назначения, оно заходило в ближайшую бухту, плавсостав переселялся с парохода в квартиры и оставался там до начала следующей навигации. В 1931 году пароход причалил к посёлку Звенигово и остался до следующей навигации. Там Вячеслав окончил начальную школу. Отец уже сам уходил в рейсы. Когда отца перевели на судоверфь имени Володарского в город Рыбинск, семья поехала за ним. Вячеслав окончил семь классов и поступил в речной техникум, чтобы осуществить свою мечту стать судовым механиком.
В конце тревожных тридцатых годов Вячеслав вступил в ряды ВЛКСМ. Время, когда над Европой уже маячил зловещий призрак фашизма. В те годы по нашей стране прокатился лозунг: «Дадим стране сто тысяч лётчиков!». Вся молодёжь была охвачена этим движением. От сохи и с фабрики, из учреждений и заводов люди шли в авиацию.
Вячеслав поступил учиться в авиационный техникум, но война помешала ему стать лётчиком, Не суждено было мечте сбыться. Фашисты вмешались в его жизнь и в судьбу всей нашей страны.
Предприятия Рыбинска и детей готовили к эвакуации. Неожиданное горе постигло семью Инзарцевых – погибла мама. Учеников сопровождала в бомбоубежище, а сама не успела укрыться. Вскоре ушёл на фронт отец. Подошла пора Вячеславу идти в армию. Он попал во вторую учебную бригаду Московского военного округа, которая готовила снайперов. Окончив Московское пехотное училище, он стал горным стрелком.
За отличные знания Вячеслава оставили в школе в качестве инструктора для обучения снайперскому делу новобранцев. Вячеслав рвался на фронт. Уже его ученики сражались с врагом, а он, как тогда казалось ему, занимался второстепенным делом. Вскоре пришла похоронка на отца.
С февраля по октябрь 1944 года старший сержант Инзарцев изучал теорию боя в Москве на курсах младших лейтенантов и в числе других выпускников был отправлен на фронт.
Воевать пришлось в основном в горах – часть была горнострелковая: восточные Карпаты, Западные Карпаты, Восточные и Западные Бескиды, В составе Первого и Четвёртого Украинских фронтов вступил в единоборство с лучшими стрелками отборных горнострелковых эсесовских дивизий. В октябре 1944 года освобождал город Мукачёв, в ноябре – Гуммене. В декабре начались бои за перевал Даргово. Это всё в Чехословакии. И везде наши войска ждали с нетерпением.
В конце 1944 года поступил приказ двигаться на Польшу. Завязались очень ожесточённые бои за железнодорожную станцию Елесня, город Стары-Сонч. Затем форсировали реку Полтораньку. Вода – ледяная. Ни высушиться, ни даже выжать одежду не было возможности. Бой в таком «мокром» виде вели сутки. И снова горы, горы, снега. Отсутствие дорог усугубляло положение наших войск. Лишь в конце марта 1945 года вышли на равнину. И тут были выматывающие бои за города Драгомысль, Цешин.
На всём этом пути, особенно население Словакии, встречали освободительную армии очень хорошо – хлебом-солью и, конечно, чаркой вина.
Тяжёлый бой
Особенно запомнились лейтенанту Красной Армии Вячеславу Васильевичу Инзарцеву ожесточённые бои за Одер в апреле 1945 года. Разведка доложила, что фашисты стоят на противоположном берегу в лесу, южнее посёлка. Посёлок пуст.
Его батальон, форсировав Одер, расположился в посёлке и начал спешно готовиться к обороне. К утру солдаты, сморенные усталостью, задремали. Было прохладно и тихо. Над рекой расстилался туман. Но вот послышался рокот моторов – шли вражеские танки. У опушки остановились, и снова стало тихо. А через некоторое время в посёлок на полной скорости влетела наша родная «тридцатьчетвёрка». Теперь уже можно было воевать против немецких танков. С рассветом по посёлку ударили тяжёлые вражеские миномёты. Обстрел длился больше получаса. Батальон понёс потери. Фашисты пошли в наступление.
Заговорили наши пулемёты и автоматы. Продвижение фашистов замедлилось. Но когда стали бить пушки вражеских танков, враг снова пошёл в атаку и зацепился за крайние дома посёлка.
Драка шла за каждый дом. Было и такое: фашисты находились с одной стороны дома, наши – с другой. Хорошо была слышна их лающая речь. Солдаты приготовились к рукопашной. Вдруг раздалось несколько взрывов. Упал командир взвода связи Павел Волков. Застонали раненые. Это фашисты бросили несколько гранат через крышу дома. Наши бойцы ответили тем же. Но они были бессильны против танковых пушек. Когда дом переходил в руки противника, то в живых не оставался ни один солдат. Четыре немецких танка шли впереди на батальон, а два обходили посёлок с флангов.
В момент начала атаки вражеских танков обстрел из их тяжёлых миномётов был перенесён за посёлок, тем самым отсекая любую возможность помощи нашим.
Танки были уже в хуторе, а наша противотанковая пушка почему-то молчала. Вячеслав рванул к пушке, узнать, в чём дело. Видимо, расчёт готов был к бою, когда взорвавшаяся мина вывела из строя весь его состав. Сложили свои головы солдаты. На куске брезента лежало пять снарядов. Мысленно поблагодарил Вячеслав погибшего командира расчёта за умелый выбор позиции. Чуть левее стоял наш танк. Было видно, что враг что-то замышляет. Спустя несколько минут вражеские танки решили взять наш танк в клещи. Т‑34 метнулся вдоль дома, поворачивая орудие по сторонам на сто восемьдесят градусов, огрызаясь огнём из своей пушки.
Медленно выходила первая немецкая машина из-за дома, поворачивая орудие по сторонам, как бы обнюхивая всё кругом. Расстояние до неё было метров семьдесят. К позиции, где находился Вячеслав, она шла бортом. Он поймал танк в прицел и выстрелил. Танк замер. Из люка выскочили фашисты и бросились в спасительный для них густой дым. Но тут заговорил наш автомат, и они один за другим ткнулись в землю. Уже выползал второй танк, двигаясь в сторону нашего танка. Вячеслав сделал второй выстрел, танк задымил. Фашисты приняли выстрелы из орудия Вячеслава за выстрелы нашей Т‑34. Лейтенант снова зарядил пушку. Ждать долго не пришлось. Из дыма, прячась за свой подбитый танк, выдвигался третий фашист. Вячеслав выстрелил прямо ему в лоб. Было видно, как размотав гусеницу, развернувшись, танк замер. Вячеслав взял следующий снаряд и ударил по этому танку второй раз. Зарядив орудие, он увидел, что остался только один снаряд – последний. Снаряды были, вот только где они находятся, Инзарцев не знал. На поиски времени не было. Слева выползал четвёртый танк. Был виден только ствол его орудия – сам он прятался за домом. С тыла подойдя к нашему танку, двумя выстрелами поджёг его и стал медленно высовываться из-за дома. Последним снарядом Инзарцев выстрелил по врагу. Сильно ударило по ногам, и Вячеслав бросился в окоп. Раздался ещё один взрыв. Фашисты заметили пушку и решили свести счёты с ней.
Выглянув из окопа, Вячеслав увидел, что четвёртый танк горит, а два оставшиеся быстро уходят в сторону леса – на свой исходный рубеж.
Затем наш штурмовик стал бить по танкам из пушек. Один из них и загорелся факелом. Второй нырнул в лес. Немцы отошли, бросив своих раненых и убитых. Преследовать противника у наших солдат просто не было сил. Впоследствии оказалось, что у четвёртого танка заклинило выстрелом башню. И, подобравшись к нему, наши солдаты закидали его гранатами.
Вызванная по рации штурмовая авиация довершила разгром врага. Так закончился ещё один бой для Вячеслава Инзарцева.
За мужество и героизм, проявленные в этом бою, Вячеслав Васильевич Инзарцев был награждён орденом Отечественной войны I степени.
29 апреля 1945 года освободили город Альштадт. Ночью группа пошла в разведку и наткнулась на немецких разведчиков. Завязалась борьба, Вячеслав был тяжело ранен. В госпитале пробыл до августа 1945 года. Победу встретил на больничной койке. Ночью проснулся от стрельбы и криков: «Ура!», «Победа!». Все обнимались, целовались, плакали. Ведь ещё вчера кто-то умер от ран, кто-то погиб, так и не дожив до этого светлого радостного дня…
Пока он лечился, его и других солдат возили в лагерь смерти Освенцим. Все были просто шокированы от увиденного. Особенно поразила дорога из пепла сожжённых людей и огромные металлические ангары, доверху набитые тюками из волос пленных женщин и мужчин. Фашисты использовали волосы для утепления подводных лодок. Прежде чем отправить пленных в топку печей, их травили в специальных предбанниках газом. Дико и страшно было смотреть на эти зверства бывалым солдатам.
Воинская доблесть Вячеслава Васильевича была отмечена орденом Красной Звезды и медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией».
Выписавшись из госпиталя, Вячеслав поехал искать свою часть, которая находилась в Закарпатской области, недалеко от границы с Польшей. Там местным жителям не давали покоя бандеровцы. Они уничтожали всех, кто поддерживал Советскую власть. Седьмого ноября в 10 часов утра 1945 года было намечено построение полка в честь праздника. Ожидался приезд больших чинов. По какой-то причине они опоздали. Бандеровцы, конечно, этого не знали и обстреляли плац, за что и поплатились. После ликвидации бандитов Вячеслава Васильевича направили в пограничные войска, затем на учёбу в город Свердловск. Учился он хорошо, поэтому у него было право выбора места службы. Попросился в Приморский край и получил направление в Терней.
Для многих солдат Великой Отечественной война закончилась после победы над фашисткой Германией и империалистической Японией. Но не для Вячеслава Васильевича. После войны он служил на границе. Всегда готовый к бою, всегда готовый защитить мир. На трёх границах охранял рубежи – на западной, северо-западной и восточной. Награждён медалями «За отличие в охране государственной границы», «За безупречную службу». Служба в Прибалтике, Карелии, затем снова Приморье. Через многие испытания прошли неспокойные тропы воина, требуя высокой боевой готовности, смекалки и доблести в мирные дни. Он участник боевых действий на острове Даманском.
В 1971 году ветеран Вооружённых Сил СССР Вячеслав Васильевич демобилизовался. Приехал в город Арсеньев. Долгое время работал на машиностроительном заводе «Аскольд» (входит в состав Союза машиностроителей России) в 1-м отделе. В 1988 году ушёл на заслуженный отдых. Он оставил для потомков свои воспоминания о войне, которые являются правдивой историей тех далёких и тяжёлых дней.