>"Прогрессовские" спасатели провели плановую тренировку

На днях спасатели авиакомпании «Прогресс», ведущего предприятия в составе ПРО СМР,  провели плановую тренировку по спуску с зависшего вертолета на веревке с помощью специального спускового устройства, также они спускались и поднимались на борт вертолета с помощью лебедки. Помимо самостоятельных спусков, была отработана методика подъема раненого человека на борт вертолета при помощи лебедки и специальных эвакуационных носилок. Роль «раненого» исполнял весо-габаритный манекен, которого спасатели уважительно называют «Иван Иванычем».

— Вообще, по существующим нормативам, — говорит начальник парашютной службы авиапредприятия Зинаида Зима, — спасатели должны тренироваться в спусках не менее, чем раз в два месяца. В противном случае у человека начинают проявляться опасения в успешном исходе десантирования, появляется некий психологический порог. Спасатель по долгу своей работы должен быть «втянут» в свое дело, он должен быть психологически готов к выполнению задач по спасению в самых суровых условиях, которые только могут возникнуть. И такую готовность нужно поддерживать постоянно.

Вот и в этот раз штатная спасательная парашютно-десантная группа (СПДГ) отрабатывала спуск на веревках с борта зависшего вертолета. Загодя на земле поставили эвакуационные носилки с привязанным манекеном — чтобы после спуска двух спасателей можно было организовать подъем носилок на борт вертолета.

— Было некоторое опасение, — говорит Зинаида Зима, — что воздушным потоком от несущего винта вертолета носилки будет крутить, но эти опасения не оправдались — носилки вполне устойчиво были подняты лебедкой к борту вертолета и втянуты в салон.
Двое молодых спасателей — Данил и Александр — недавно проходили обучение на специальных курсах, где получали необходимые профессиональные навыки.

— Нас обучали вскрывать фюзеляж потерпевшего бедствие воздушного судна, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим, — говорит Александр. — Там же мы изучали конструкции основных типов пассажирских самолетов, чтобы свободно ориентироваться внутри. Изучали расположение основных и аварийных выходов, средств спасения, которые применяются на тех или иных машинах. Может быть, это и немного не по нашему профилю, но в любом случае лишней эта информация не будет.

Александр показывает эвакуационные носилки — это настоящий шедевр конструкторской мысли. Носилки разбираются на две части, каждая из которых может переноситься одним спасателем наподобие рюкзака. Для этого на половинке носилок крепятся два плечевых и один поясной ремни. Также носилки имеют форму волокуш, и при необходимости их так и можно использовать — как на санках волочь за собой разные грузы или пострадавшего. Сделаны эвакуационные носилки из легких, но прочных материалов и окрашены в ярко-красный цвет, далеко видимый на фоне любого природного ландшафта.

— Вообще, — говорит Зинаида, — иногда складывается такое мнение, что люди начинают заботиться о своей безопасности только тогда, когда «жареный петух клюнет». К примеру, раньше мы неоднократно обращались к разработчику вертолетных катапультных кресел с просьбой создать катапультный тренажер. В ответ мы не слышали ничего. Недавно случилась беда — все знают об аварии в Жулебино. И практически сразу после этого разработчик заявил о начале работ по созданию такого тренажера. А ведь он крайне необходим. И, наверное, тренажер для вертолетчиков даже больше необходим, чем тренажеры таких систем спасения для самолетчиков. Пилот, сидящий в кабине боевого самолета, в случае развития на борту аварийной ситуации понимает, что есть только одно спасение — дергать держки катапульты. А у вертолетчика другая психология — он будет стараться посадить машину. Скорости другие, разные возможности у летательных аппаратов, вот и разное понимание спасения. Но так как наш вертолет имеет катапультируемое кресло — значит, летчики должны быть психологически готовы воспользоваться им в критической ситуации.

Конечно, мы должны верить в надежность техники, собранной нашими же руками, но при этом нужно помнить и то, что авиация, как никакой другой вид техники, подвержена воле случая. И согласитесь — летчику будет куда спокойнее летать, если он будет знать, что на аэродроме есть хорошо подготовленные спасатели, способные выполнить свою задачу в любых условиях.

Нина Озёрная

от admin