>"Россия — ХХI век: Тихоокеанский вектор"

Эта тема стала сегодня одной из главных в стране, и она же обозначила название VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, которая прошла с 4 по 6 мая на площадке Дальневосточного федерального университета на острове Русский. Организаторы конференции в лице ДВФУ, Oxford Russian Fund и Объединённого совета студентов ДВФУ предложили молодым учёным обсудить актуальные вопросы развития России в Азиатско-Тихоокеанском регионе и предложить свои оригинальные решения на благо России, АТР и всего мира.

Открыл конференцию ДВФУ Сергей Иванец, который вспомнил нашего соотечественника и командора Николая Резанова, создателя на Тихом океане мощной единой российской компании (Русско-Американской), посланника в Японию и к берегам Америки (первая русская кругосветная экспедиция), 250-летие со дня рождения которого исполнилось 28 марта. Такие люди, как Николай Резанов, который к своим 14 годам владел уже пятью иностранными языками, становятся сегодня для молодёжи символом верного и бескорыстного служения Отечеству. По аналогии с ним молодые одарённые люди, собравшиеся в зале конференции, по мнению Сергея Владимировича, имеют огромный потенциал для того, чтобы послужить своей стране, сделать свою Родину сильнее и могущественнее.

С главным докладом пленарного заседания конференции на тему «Политика России в АТР: к миру, безопасности и устойчивому развитию» выступил председатель Законодательного собрания Приморского края Виктор Горчаков. Виктор Васильевич сообщил, что объём внешнеторговых сделок в Приморском крае в 2013 году вырос на 44 %. Но депутатский корпус обращает сегодня внимание на необходимость способствовать развитию в Приморье совместного с зарубежными партнёрами производства. Созданное в крае Агентство стратегических инициатив занимается созданием нормального инвестиционного климата в регионе. Инвесторы — это не дарители, а люди, заинтересованные в получении дохода, а в крае за 15 последних лет не заработал ещё ни один инвестиционный проект, по которым велись переговоры. Стороны по тем или иным причинам так и не могут договориться. Так, сегодня, например, уже в четвёртый раз они возвращаются к переговорам с китайской стороной по созданию порта в Зарубино (бухта Троица). Проект по созданию современного производства по деревообработке «Тернейлес — Сумитомо» является почти уникальным таким примером, показывающим, что мы совместными усилиями можем изготавливать продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке. И, на взгляд Виктора Васильевича, в настоящий момент очень важно правильно выстроить отношения с японскими бизнесменами новой волны, которые захотят сотрудничать с нами. Сегодня в Приморском крае принимается целый ряд законопроектов, которые помогут создать благоприятный налоговый режим и заинтересовать предпринимателей.

Виктор Горчаков рассказал, что в Ниигате сегодня есть площадка, на которой работают страны Японского моря — Китай, Корея, Япония и Россия. Открытие паромной переправы Владивосток — Сокчо — одна из её идей, но речь сегодня идёт о рентабельности работы транспортной схемы Япония (Ниигата) — Приморский край — Корея. Ведь в 90-х годах морские пассажирские линии, которые работали при существовании Союза, были закрыты по причине нерентабельности. Теперь в транспортной схеме из Японии через Приморье с выходом на Транссиб имеется другой сдерживающий фактор — высокие железнодорожные тарифы. Цены на операции в портах также должны соответствовать ценам мировых трендов.

О «Евразийской инициативе» активного сотрудничества с Россией президента Южной Кореи, 35 пунктов которого тесно связаны с Приморским краем, также рассказал Виктор Васильевич в своём докладе. Это и сельское хозяйство, и научные технологии, и логистика, и судостроение, и пр. Этому вопросу были посвящены сразу несколько докладов студентов на конференции в секции «Экономика»: «Экономическое сотрудничество Российской Федерации с Республикой Корея на современном этапе» (Денис Санников), «Сотрудничество РФ и Республики Корея в сфере рыболовства» (Екатерина Cапрунова), «Экономическое сотрудничество Республики Корея и Приморского края в области сельского хозяйства».

Секции по завершении пленарного заседания проходили по направлениям: «Социокультурные исследования», «Экономика», «Юриспруденция», «Политика и политология» и англоязычному «Russian in the Asia-Pasific region».

Очень интересные выступления прошли в секции «Экономика» и по деловому сотрудничеству России с КНР, при этом эта тема звучала как бы сразу с двух сторон — из уст молодых российских и китайских учёных. Виктория Нечаева (Алтайский государственный университет) продемонстрировала свой взгляд на этот вопрос в докладе «Торгово-экономические отношения РФ и КНР: проблемы и пути их решения», а Чжан Чуньпин в докладе «Стратегическое партнёрство России и Китая на приграничном уровне» предложила целый ряд мер по преодолению существующих противоречий. При этом многие моменты в их докладах совпадали, что является признаком единства понимания проблемы.

Китайские студенты, обучающиеся в ДВФУ, заслуживают особого внимания со стороны бизнес-сообщества: они не только серьёзно владеют вопросами современных экономических тенденций и взаимоотношений, но и отлично могут донести свои мысли на русском языке. В недалёком будущем именно эта молодёжь будет создавать экономические модели развития деловых связей в нашем регионе.

Внимательно прислушиваться стоило на конференции «Россия — XXI век: Тихоокеанский вектор» ко многим докладчикам, ведь их новый взгляд на старые проблемы иногда может в корне изменить ситуацию, сделать прорыв там, где он давно назрел. Пётр Бровко (ДВФУ) поднял вопрос эффективности российского машиностроения в глобальной экономике, который, по сути, является методическим подходом к оценке уровня технологичности производственной системы. Примером исследователю послужил арсеньевский завод «Прогресс», лидирующий среди предприятий ПРО СМР. Кандидат экономических наук, доцент Татьяна Наумова высоко оценила предложенную им модель мультипликационной связи, которая позволит машиностроителям так организовать всю производственную систему, чтобы они могли в короткие сроки осваивать и выпускать экономически выгодные изделия. Главное — чтобы учтены были все составляющие этой модели, иначе система не будет работать. Машиностроение относится к высокотехнологичному сектору ресурса экономики и требует особых затрат и очень грамотных решений. Но сегодня уже ясно, что без получения этого ресурса Россия не может стать экономически сильной страной. Как прозвучало в докладах конференции, азиатские страны готовы стать нашими стратегическими партнёрами, но им нужен равнозначный партнёр с хорошей экономикой, твёрдыми законами и добрососедской политикой.

Светлана Светлая

от admin