>Тернистый путь российской медицины

В наше время приход женщины-врача на вызов к больному никого не удивляет. Сотни женщин в белых докторских халатах охраняют здоровье трудящихся современной России.

Более того, сегодня без женщин вообще трудно представить медицину. Немногие знают, что более ста лет назад дело обстояло совершенно иначе: здесь верховодили мужчины. Женщинам разрешалось немногое: принимать роды да ухаживать за ранеными, и то лишь начиная с Крымской войны 1853–1856 годов. Вспоминая те события, великий русский хирург Н. И. Пирогов писал: «Доказано уже опытом, что никто лучше женщины не может сочувствовать страданиям больного и окружить его попечениями, неизвестными и, так сказать, не свойственными мужчинам».

В начале шестидесятых годов XIX века, когда в России нарастало революционное-демократическое движение разночинной интеллигенции, передовые женщины впервые выступили в борьбу за свои гражданские права, за возможность наравне с мужчинами получать образование. Особенно привлекала молодёжь благородная профессия врача. И некоторым женщинам удалось добиться своих прав. Например, первыми добились права посещать занятия в Медико-хирургической академии Петербурга Надежда Суслова и Мария Бокова. Спустя два года правительство запретило принимать женщин в медицинские учебные заведения, и Суслова и Бокова вынуждены были завершить образование за границей. Впрочем, прогрессивные учёные России предпринимали попытки создания специальных высших медицинских учреждений для женщин. Так, в 1871 году был составлен проект, в котором излагалась необходимость организации специальных курсов для повышения квалификации «повивальных бабок», или акушерок. Два года потребовалось для того, чтобы приступить к осуществлению этого проекта. Приказ об открытии «Особого курса для образования учёных акушерок» при Медико-хирургической академии Петербурга был подписан 10 июля 1872 года. Курсы в то время учреждались лишь временно, в виде опыта, окончившие их получали врачебный диплом с весьма ограниченными правами: врачебная практика лишь по детским, женским и венерическим болезням. Тем не менее, в Петербург съехались десятки желающих получить медицинское образование. Абитуриенты прибывали отовсюду: из Москвы и Кишинёва, их Сибири и Поволжья, с Украины, Кавказа и других мест. Впрочем, ехали, испытав сопротивление семей, родных и даже друзей. На приёмных экзаменах были показаны прекрасные знания, 90 человек были зачислены на первый курс. Вся передовая профессура Медико-хирургической академии включилась в подготовку первого поколения женщин-врачей. Известный физиолог И. М. Сеченов, крупный хирург Н. В. Склифосовский, химик (и композитор) А. П. Бородин и многие другие отдавали все свои силы и знания этому благородному делу. Петербургский педиатр К. А. Раухфус, руководитель лучшей в городе детской больницы, предоставил преподавателям курсов возможность проводить в ней практические занятия со слушательницами. Общественность России помогала курсам, собирая денежные пожертвования, на которые приобретались наглядные пособия, оборудовались кабинеты и лаборатории.

Близился первый выпуск. Но в 1877 году началась Русско-турецкая война. И выпускницы курсов, не дожидаясь экзаменов, отправились на фронт. На перевязочных пунктах Шипки и Плевны, в тыловых госпиталях и фронтовых лазаретах без сна и отдыха работали 25 женщин-врачей. Это сыграло свою особую роль в том, что после войны (не без помощи общественного мнения) император Александр II уравнял женщин-врачей в правах с мужчинами-врачами. Женщины могли теперь работать по любой специальности, и большинство избрало для себя нелёгкие пути: шли в городские больницы, становились земскими врачами, обслуживая главным образом рабочее население и крестьян. Они трудились не покладая рук и пользовались огромным авторитетом у своих пациентов. В то же время, несмотря на все хвалебные отзывы о деятельности окончивших курсы, оплата их труда была гораздо ниже, чем врачей-мужчин.

Курсы просуществовали недолго. Не имевшее своего помещения и собственных средств учебное заведение в 1881 году было закрыто. Передовые люди России прилагали максимум усилий, чтобы восстановить высшее женское медицинское образование. Иван Сергеевич Тургенев писал слушательницам женских курсов: «За вас в этом вопросе всё честное на Руси, всё, любящее свою Родину, всё, желающее ей блага, правильного и спокойного развития, – и в человеческом, и в законно-государственном смысле». Однако возродить курсы не удалось. И лишь в 1897 году, после долгой борьбы прогрессивно настроенной общественности, в Петербурге был создан Женский медицинский институт. В дальнейшем он стал Первым Ленинградским институтом имени И. П. Павлова, выпускавшим ежегодно свыше 700 врачей.

от admin