>ТОФ — на охране морских рубежей России

В праздничных мероприятиях Дня Военно-Морского Флота России на Тихом океане приняли участие представители командования ТОФ и взаимодействующих силовых структур, руководители федеральных и региональных органов государственной власти, ветераны флота, моряки-тихоокеанцы, флотские артисты. В военно-морском параде участвовали надводные корабли различных классов и подводные лодки, а также — впервые за последние десятилетия — самолеты и вертолеты морской авиации, в частности, Ка-27.

Владивостокцы и гости города, в числе которых было немало представителей Приморского регионального отделения Союза машиностроителей, смогли насладиться вальсом буксиров и увидеть маневры боевой техники Тихоокеанского флота.

Морской бой

Празднование в акватории Амурского залива и Водной станции ТОФ началось с построения личного состава для торжественного подъема Андреевского флага и флагов расцвечивания, объявления приказов и поздравлений министра обороны РФ, главнокомандующего ВМФ, командования и военного совета ТОФ. Быстроходный катер с командующим Тихоокеанским флотом контр-адмиралом Сергеем Авакянцем на борту обошел корабли, выстроившиеся на рейде залива. Поздравление прозвучало с борта гвардейского ракетного крейсера «Варяг», флагмана ТОФ.

На «морском чудище» прибыл на берег и сам морской царь Нептун со своей свитой…

Первая часть парада, историческая, представляла собой зарисовки ратной доблести моряков России. Были буквально воссозданы эпизоды Великой Отечественной и Второй мировой войн, в которых приморские моряки на дальневосточных рубежах Родины громили немцев и японцев.

Вторая часть представления рассказывала о настоящем. Военные моряки показали возможности вооружения и боевой техники, свое мастерство продемонстрировали спортсмены. Пролетели парапланеристы с Георгиевской лентой, флагом России и Андреевским флагом.

Зрители увидели универсальную торпеду, универсальную мину, крылатую ракету, зенитно-ракетный комплекс «Оса», БТР, миномет, автоперевязочную, боевую машину пехоты и 122-миллиметровую установку «Гвоздика». Корабли поражали торпедами мишени, производили залпы реактивной глубинной бомбы, тралили мину. Корабельный противолодочный вертолет Ка-27 завис над акваторией, опустил в воду гидроакустическую станцию и обнаружил субмарину.

На станции высадился условный противник с оружием и боевой транспортной системой. Защитники заминировали и подорвали под водой станцию морского базирования, бойцы двух быстроходных катеров уничтожили наблюдательную вышку, а тем временем с многоэтажки спустилась вооруженная группа, в итоге противник был нейтрализован.

Освободили спецназовцы и традиционно захватываемое пиратами судно «Угломер». Пришедшие на военное шоу увидели профилактическое бомбометание, схватки, ликвидацию пожара… Но все закончилось победой добра — над кораблем взвился Андреевский флаг.

Пять буксиров исполнили замысловатый танец прямо в море. Из десантного катера «Серна» высадился отряд морпехов, большой десантный отряд «Пересвет» прямо в море выпустил отряд БТР-ов, дававших залпы в воздух.

Морские пехотинцы, вопреки сложившейся традиции не ломавшие кирпичи голыми руками, занимались обезвреживанием мин. Но свою физическую форму показали пехота и воздушно-десантные войска, продемонстрировавшие элементы единоборств.

Представление завершил парад авиации, вызвавший особый восторг зрителей. Вертолеты и самолеты Тихоокеанского флота пролетели над водно-спортивной станцией ТОФ и акваторией Амурского залива.

Илья Кисегач

Форма одежды — парадная!

Однако демонстрация военной мощи на море и в воздухе — это, хоть и главная, но только одна часть праздника — официальная. Неофициальная же состоялась на самих улицах города, в первую очередь — на Спортивной набережной и в музее «Владивостокская крепость». Сотни нарядно одетых людей пришли с детьми посмотреть и оценить военную мощь своей страны, полюбоваться подтянутыми моряками в парадной форме. Ведь что идет мужчине больше, чем парадная военная форма? Ничего! А зная, что за этой подтянутостью стоят годы напряженной физической и умственной работы и готовность в любой момент пожертвовать собой ради мирного неба над головами своих матерей и отцов, жен и детей — ради нас с вами, невольно преисполняешься чувством особого уважения к этим суровым и красивым людям.

Впрочем, «суровые» — это, наверное, сказано слишком громко. По крайней мере, в День ВМФ военнослужащие такими вовсе не казались: люди улыбались им, и они улыбались в ответ. «Поздравляем всех читателей газеты Союза машиностроителей «ПП» с праздником!» — говорят красавцы старший лейтенант Игорь Михайлович Грибовский и старший лейтенант Дмитрий Валентинович Ермолаев, служащие в 19-й бригаде подводных лодок ТОФ.

Военнослужащие, развернувшие полевую кухню, были одеты не так нарядно, но более привычно — в камуфляжные костюмы. Однако этот наряд воспринимался по-особенному: как-то тепло, по-доброму, даже немного по-домашнему… Как по-домашнему пахло и из их баков, в которых они готовили солдатскую кашу.
Старший полевой кухни сержант Бахтияр Сейфилов вместе с двумя матросами приехал с полевой кухней из в/ч 25030. Чай в одном баке, в другом — гречка с тушенкой, все приготовлено на месте, в полевых условиях. Бахтияр служит с 2004 года, призвался в Омской области, сейчас обосновался здесь, получил квартиру в Снеговой пади, воспитывает двоих детей. «Я нашел свое дело — я доволен службой, да и жизнью в целом», — улыбается он.

Возле фонтана радовался солнцу и своему законному празднику боевой состав большого десантного корабля «Николай Вилков» — матросы-срочники и контрактники. Слесарь контрольных приборов автоматики Максим Железнов после демобилизации пошел служить по контракту. На вопрос о том, собирается ли он в дальнейшем работать по специальности, Максим затруднился ответить: «Мне нравится служить. Не знаю, вернусь ли вообще на гражданку».

Оксана Демченко

Я бы в летчики пошёл…

Возле памятника адмиралу С.О. Макарову раскинулся мобильный призывной пункт, предлагавший службу по контракту. Были представлены различные роды войск, в том числе — морская авиация. Мальчишки любят небо, и, наверное, поэтому к авиации был высокий интерес среди этого контингента. Ребята подходили, рассматривали брошюры, задавали военным летчикам вопросы. Офицеры, как выяснилось из разговора, хорошо знают и город Арсеньев, и союзмашевский завод «Прогресс», и, конечно же, вертолёты Ка-50 и Ка-52 им хорошо известны.

Командующий группой летчиков, расположившейся на призывном пункте, старший лейтенант Роман Михайлович Мацукевич, военнослужащий в/ч 62250, 72-й базы морской авиации морского флота — штурман-оператор на самолете

Ил-38. Роман Михайлович рассказывал, что подготовку штурманов самолетов и вертолетов ведут разные летные училища, поэтому, как правило, среди летчиков существует разграничение: одни летают на самолетах, другие — на вертолетах. Некоторые асы, конечно, осваивают различные летательные аппараты, летают и на тех, и на других, но в основном идет разграничение. Поэтому, мечтая о небе, нужно выбирать сразу, на чем хотите летать: на самолетах или вертолетах. Самолеты крупнее, мощнее, могут больше вооружения взять, у них выше скорость, они могут летать на более дальние расстояния. Но у вертолета совсем другие преимущества: это более маневренная машина, она легко может совершить посадку практически в любом месте, ей не требуется взлетно-посадочная полоса. Экипаж самолета больше, вертолета — меньше. Тут уж, как говорится, выбирай на вкус…

Светлана Светлая

Широка страна моя родная

Посмотреть на величие и мощь Тихоокеанского флота России на станцию ТОФ и Спортивную набережную пришли не только владивостокцы. Каждый второй присутствовавший на празднике оказался человеком приезжим. Чаще всего — издалека.

Заведующий кафедрой прикладной математики и информатики Ухтинского государственного технического университета Юрий Геннадьевич Смирнов вместе со своей женой Юлией Леонидовной Смирновой, директором центра дистанционного образования этого же вуза, регулярно отмечают День ВМФ в разных городах нашей страны: то на Черноморском флоте, то в Санкт-Петербурге, теперь — у нас, во Владивостоке. Каждое лето они уезжают из таежной Ухты — родины первой русской нефти, что в Республике Коми, в путешествие по просторной стране. «Нам интересно смотреть разные города, мы получаем огромное удовольствие! И Владивосток понравился, красивый город. Нас с морем, по сути, ничего не связывает, но оно сильно впечатляет, вызывает уважение флот», — делится впечатлениями Юрий Геннадьевич.

А Сергей Обухов из г. Кирова с морем связан навсегда: он проходил во Владивостоке срочную службу в 78–80 годах, сначала на о-ве Русском, а потом — в бухте Горностай. Служил он на трех кораблях, а закончил службу на тяжелом авианесущем крейсере «Минск», который тогда был флагманом. Сейчас Сергей
Обухов трудится машинистом электровоза, его жена, Лариса Обухова, тоже работает на железной дороге — в отделе кадров; у Обуховых трое сыновей, и все там, за 8 тысяч километров отсюда, хорошо. Но море — тянет. И вот спустя 34 года после отъезда из столицы Приморья он с женой возвращается в город юности, город на берегу Тихого океана — навестить друзей, проехать на остров Русский, где служил, по новому мосту…

Кто-то уезжает — кто-то остается. Муж Светланы Шубиной прилетел служить на Тихоокеанском флоте из Магадана, да так здесь и остался: женился, появились дочери, Элла и Лиза…

Из Горно-Алтайска посмотреть море приехала Валерия Викторовна Светлова. «Владивосток мне очень понравился, город светлый, хороший, — делится она впечатлениями. — Я желаю удачи горожанам!».

«Тихоокеанскому флоту привет из Забайкалья! — говорят в один голос супруги Сараевы из Читы и Юрий Захарович Пищулин из Сретенска, небольшого города в Забайкалье. — Мы приехали специально посмотреть на нашу мощь, на корабли». Эти отважные люди ехали в столицу Приморья на машине от самого дома! Хотя… наверное, им не привыкать преодолевать опасности: Андрей Сергеевич Сараев служил в МВД, ну, а Юрий Захарович — автодорожный работник, что значит — человек дороги. Светлана Юрьевна, жена Андрея Сергеевича, преподает в школе английский язык, а учителя, как правило, многогранные люди.

Прощаясь, разговорились о красоте озера Байкал, о том, как три года подряд там проводился инициированный Союзом машиностроителей Международный молодёжный форум. Это событие освещалось в прессе Забайкалья, о нём наши гости знают и считают, что лучшего места для сбора молодёжи придумать трудно.

Алла Абрамова

Краны вчера и сегодня

Гостей из Читы принимают жители Артема супруги Валерий Иванович Кузнецов и Ольга Шкурат, индивидуальные предприниматели, занимающиеся рекламой, фотографией, журналистикой. Узнав о том, что в Приморье успешно функционирует Союз машиностроителей Росси, Ольга сказала: «Мои родители — машиностроители». Ныне пенсионеры Николай Ильич и Юлия Спиридоновна Шкурат всю свою сознательную жизнь проработали в Дальневосточном филиале Всесоюзного научно-исследовательского института машиностроения, расположенном в Артеме. Николай Ильич — кандидат технических наук, в 1984 году защитил диссертацию по вопросам подъемно-транспортного машиностроения, иначе говоря, по кранам. Работал в институте главным инженером. Юлия Спиридоновна — конструктором.

Родители Ольги окончили ДВПИ, горный факультет, и после учебы по распределению семейную пару отправили в Реттиховку. В 1961 году им предложили переехать в Артем, где в 1957 году был основан научно-исследовательский и проектный институт по проектированию горного оборудования для угольных шахт Дальневосточного региона — Дальгипрогормаш. С начала образования нового конструкторского бюро — так называлась организация в народе — в городе стали предоставлять жилье для инженеров-конструкторов. КБ строило дом вместе с другими крупными организациями — кооперировались, поскольку коллектив был небольшой — человек 100–120, и предоставляло таким образом своим работникам по несколько квартир. Все основные работники к 80-м годам получили жилье и обзавелись семьями.

«Конструкторское бюро работает и сегодня, только теперь под несколько иным названием — ООО «Дальневосточный научно-исследовательский институт подъемно-транспортного машиностроения», руководит им Владимир Александрович Юрищев, — рассказывает Ольга Шкурат. — Это предприятие, которое как разрабатывало, так и разрабатывает краны — башенные, котловые. Есть проблемы и успехи — как везде. Сейчас самая большая проблема — это кадровая. Если раньше, лет 10–12 назад, была проблема, как у всех машиностроителей, с заказами, то сейчас заказов — вал, но остро встала кадровая проблема. Нужны специалисты с высшим образованием — поскольку это проектная организация, — причем не только с образованием, но и с серьезными техническими мозгами. Либо вчерашние выпускники вузов, которые могут и хотят реализоваться в профессиональном отношении, готовы внедрять инновации — потенциальные изобретатели, рационализаторы, либо люди, которые уже что-то умеют и знают. И, как и везде в промышленности, средний возраст работников с каждым годом стареет. Эта проблема существует уже много лет, ее пытаются решить, отслеживая выпускников ДВФУ, но зачастую ребята хотят многого, не отдавая ничего взамен.

Что касается самой научной спе-цифики, то если раньше, при социализме, институт вел глобальные разработки — в соответствии с экономикой, которая была плановой, то сейчас много малых заказов на небольшие установки-краны, подъемные механизмы, и нужны в первую очередь гибкие инженеры-конструкторы. Сейчас возникает много необычных идей. Если раньше все разработки были в одном направлении, и все знали на перспективу, что и как, то сейчас непредсказуемое завтра, и нужно активно в это завтра въехать. И сложнее, и, вместе с тем, интереснее».

Оксана Рождественская

Это наш праздник!

Электромонтажник Эдуард Васильевич Недвига, с 1978-го по 90-е годы проработавший в большекаменской «ЭРЕ», советский уклад вспоминает с особым теплом. «Хорошее время было, столько возможностей — только реализовывайся! — считает житель ЗАТО Большой Камень, где работает ДВЗ «Звезда», предприятие, входящее в состав ПРО СМР. — Благодаря «ЭРЕ» я побывал везде: от Камчатки до Ленинграда. Был в командировке на Севере — там строили авианосец «Адмирал Кузнецов», в Керчи строили лихтеровоз «Севморпуть», на Камчатке ремонтировали подводные лодки». Поэтому, конечно, Эдуард Васильевич считает День Военно-Морского Флота своим праздником: «Я внес свою лепту в развитие флота, и это мой праздник», — говорит он и по праву гордится своим трудом на благо Родины.

«Для меня День Военно-Морского Флота — один из самых важных праздников, — делится житель Владивостока Денис Анатольевич Давыдов. — Я вырос в семье моряка, и это был единственный праздник, который папа признавал. Больше 40 лет он отдал флоту, был командиром кораблей военной части. Отец даже день рождения не так отмечал, как День ВМФ».

К слову, дядя Дениса, Владимир Неделькин, был связан с машиностроением — работал автоматизатором котлов: устанавливал котлы на кораблях, заводах, а окончил трудовую деятельность в типографии — главным механиком. Сам Денис Анатольевич работает в ООО «Беринг», занимается реализацией рыбопродукции, его жена — геолог, исследует вулканы Камчатки — Толбачек и другие, и в ближайшее время они вместе уезжают на Камчатку.

«Приятно осознавать, что люди приходят в этот день в знаковые места, любуются флотом, — продолжает Денис Анатольевич. — Радостно, что у нас все плавает, летает. Наша семья всегда празднует День ВМФ — это семейная традиция. Думаю, что для жителей Приморья это один из главных праздников, и еще, конечно, День рыбака».

Не будет преувеличением сказать, что для Приморского края День Военно-Морского Флота — это действительно один из самых значимых праздников, и святая обязанность каждого — достойно отметить этот день.

Алиса Виноградова

от admin