>Форпост на Тихом океане в период войны
Начало Великой Отечественной войны стало наиболее сложным периодом для всей страны.
Несмотря на то, что Владивосток находился в тылу, напряжение здесь не спадало: милитаристская Япония, союзник фашистской Германии, вынашивала план нападения на нашу страну на восточных рубежах. Жители города у моря активно включились в общее движение помощи фронту. Ни на день не прекращались работы в порту, куда приходили суда по линии ленд-лиза.
В годы войны возросло значение Владивостока как транспортного узла, располагающего единственным на Тихом океане портом круглогодичного действия, который имел железнодорожное сообщение со всей страной. В результате военных действий немцев порты Чёрного, Азовского и Балтийского морей были фактически блокированы или даже захвачены. Коммуникации Мурманска и Архангельска часто нарушались. Поэтому основная тяжесть внешних транспортных перевозок легла на портовиков и железнодорожников Владивостока.
Уже 29 августа 1941 г. ЦКВКП(б) и СНК СССР приняли постановление «О расширении, упорядочивании и капитальном ремонте Владивостокского порта», обязывающее местных руководителей (секретаря Приморского крайкома ВКП(б) Н. М. Пегова, заведующего отделом транспорта Д. Н. Шнуренко) организовать все необходимые работы в рамках подготовки к приёмке большого количества иностранного груза, который необходимо было переработать и отправить на запад страны. На протяжении августа – сентября 1941 г. в помощь портовикам привлекались жители города. На воскресниках владивостокцы ремонтировали дороги, причалы, укладывали подземные водосточные коллекторы, благоустраивали грузовые площадки.
Через Владивостокский порт поступали грузы по ленд-лизу. Ленд-лиз представлял собой помощь США Советскому Союзу на основе займов и аренды различных товаров и ресурсов (вооружение, боеприпасы, продовольствие, стратегическое сырьё), необходимых для борьбы с фашизмом. Действие закона о ленд-лизе на СССР распространялось с ноября 1941 г. Первый большой караван из 9 судов с грузами ленд-лиза из США прибыл во Владивосток 1 мая 1942 г.
Всего за годы войны через Тихий океан было отправлено 49,7 % всех поставок по ленд-лизу. Из них 2,6 % через Берингово море и Берингов пролив северным морским путём, 47,1 % – в дальневосточные порты, в основном во Владивосток.
Для поставки этих грузов использовались суда Дальневосточного государственного морского пароходства (ДВГМП). К началу войны флот ДВГМП имел 85 судов, к ним за годы войны добавились 39 судов, перебазированных из западных пароходств и 128, поступивших по ленд-лизу, в числе которых были отремонтированные старые суда и новые крупнотоннажные сварные сухогрузы типа «Либерти» и танкеры.
Поставки грузов ленд-лиза были сопряжены с опасностью и риском. 23 судна ДВГМП за годы войны погибли, 9 из них в результате несчастных случаев были выброшены штормом на скалы, раздавлены льдами, подорвались на своих минах и т. п., 14 потоплены японской авиацией…
Грузы, доставленные во Владивосток, тут же перегружались в вагоны и по Транссибу отправлялись на фронт или военные заводы Урала или Сибири. Для того чтобы справиться с возрастающим потоком, портовикам приходилось работать в две-три смены и одновременно осуществлять техническую реконструкцию порта. В 1942–1943 гг. порт был дополнительно оснащён гусеничными, автомобильными и портальными кранами, в том числе способными выгружать тяжеловесные грузы… Количество портальных кранов было доведено до 20, смонтировано около двух километров пластинчатых и ленточных транспортёров. Всё это позволило порту с 1943 г. перейти на круглосуточную работу и увеличить объём перерабатывающих грузов. К этому времени поставки по ленд-лизу возросли, а их пик пришёлся на вторую половину 1943 г. и весь 1944 г. За 1944 г. в порту было обработано 536 судов, груз из которых размещён на 112 тыс. вагонах и платформах. Лишь с весны 1945 г. поток грузов начал уменьшаться. Всего за годы Великой Отечественной войны Владивосток переработал 7,9 млн тонн импортных грузов, это в 4 раза больше, чем Мурманск, и в 5 раз больше Архангельской группы портов (Архангельск, Бакарица, Северодвинск).
В напряжённом ритме работали не только портовики, но и железнодорожники, стремящиеся как можно быстрее отправить грузы по месту назначения. Для увеличения пропускной способности Уссурийской железной дороги американцы по ленд-лизу поставляли подвижной состав – вагоны, паровозы…
Поставки американских грузов через Владивосток явились основанием для открытия здесь консульства США… Но в августе 1948 г., когда между бывшими союзниками во Второй мировой войне началась «холодная война», консульство США было закрыто.