>21 июля исполняется два года со дня вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО)
В этот день Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации".
По мнению Первого зампреда Думского Комитета по промышленности, Первого вице-президента Союза машиностроителей России Владимира Гутенева, однозначные выводы о том, что дает России членство в ВТО, делать рано, тем более в условиях кризисной и неустойчивой мировой конъюнктуры. Но говорить о некоторых промежуточных итогах уже можно.
"Сегодня очевидно, что самые пессимистические прогнозы не оправдались — краха российской экономики и ее основных отраслей от ожидаемого наплыва дешевых импортных товаров не произошло. Напротив, наблюдается определенное снижение импорта. И это, безусловно, позитивный момент", — отметил парламентарий.
"Вместе с тем, нет и особых оснований испытывать излишний оптимизм. Мы видим, что заметно усилилась тенденция расслоения экономики на высокодоходные и малорентабельные сектора. С одной стороны, это способствует нарастанию столь необходимой для развития экономики конкуренции, с другой, — побуждает к поиску мер поддержки стратегически важных ее отраслей", — считает Владимир Гутенев и напоминает, что один из вариантов такой поддержки в отношении автомобилестроительной отрасли предлагают представители СоюзМаш России. Речь идет о возобновлении госпрограммы льготного автокредитования для легковых автомобилей. Финансовые итоги подобной программы за 2013 год говорят сами за себя: затраты государства на компенсацию процентных ставок чуть превысили 8 млрд. руб., отчисления же в бюджеты всех уровней составили более 20 млрд. руб. Но главное в том, что стимулирование потребительского спроса не допустило падения объемов производства.
"Не вполне оправдываются надежды российских экспортеров на облегчение доступа на международные рынки: против российских компаний по-прежнему действует около 80 ограничений", — подчеркнул депутат, отметивший, что для простого российского потребителя членство в ВТО малозаметно: ожидаемого снижения розничных цен на импортные товары не происходит.
Но, главное, подчеркивает один из руководителей Союза машиностроителей России, состоит в том, что пока наше участие в ВТО не принесло заметных прорывов в направлении доступа к передовым технологиям и привлечения прямых иностранных инвестиций в интересах повышения конкурентоспособности российской экономики.
"Формально, — говорит он, — через членство в ВТО Россия получила инструмент, который должен обеспечивать национальные торгово-экономические интересы на международных рынках. Вопрос сегодня состоит в том, чтобы мы как можно быстрее научились эффективно им пользоваться, на что мы, собственно, и должны направить свои усилия. Тогда в отечественной экономике могут проявиться положительные эффекты от нашего пребывания в ВТО, однако, при условии, что и ее комплексная модернизация будет проведена не менее активно".
"Вместе с тем, представляется, что дело не только в этом. Возникают определенные сомнения в реальной действенности этого инструмента. Ведь, применяемые сегодня антироссийские санкции, находятся в прямом противоречии с принципами ВТО, что позволяет говорить о том, что возможности членства в этой организации вряд ли обеспечат ожидаемые экономические преференции" — обращает внимание Владимир Гутенев.