>25 лет со дня запуска комплекса «Энергия-Буран»

15 ноября 1988 года в шесть часов утра по московскому времени с космодрома "Байконур" был осуществлен успешный запуск многоразового ракетно-космического комплекса "Энергия-Буран". Орбитальный корабль "Буран", сделав два витка вокруг Земли, впервые в мире совершил автоматическую посадку на аэродром.

Это событие стало победой коллективов более 1200 предприятий России, Украины, Белоруссии и других республик СССР, на которых работали сотни тысяч инженеров, ученых, рабочих.

Головным предприятием по созданию многоразовой транспортной космической системы "Энергия-Буран" было НПО "Энергия" им. С.П.Королева, проектированием руководил генеральный конструктор В.П.Глушко. Самарский завод "Прогресс" принял на себя значительную нагрузку в реализации нового космического проекта. Ему было поручено изготовление центрального блока "Ц" (II ступени), стартово-стыковочного блока "Я", а также сборка ракеты-носителя "Энергия" и стыковка ракеты с орбитальным кораблем "Буран". Директорами завода "Прогресс" во время создания РН "Энергия" были А.Я.Леньков (в 1966-1980 гг.) и А.А.Чижов (в 1980-1996 гг.).

В 1976 году началась разработка эскизного проекта. В это же время на заводе развернулось строительство новых производственных корпусов, создание стендов криогенно-статических испытаний, сборки клепаных отсеков и баков, нанесения теплозащитных покрытий и др.

Под глобальный новый проект завод "Прогресс" выполнил техническое перевооружение производства, внедрил уникальные технологические процессы и механизмы, аналогов которым не знало отечественное машиностроение, в том числе:

—       фрезеровка вафельного фона обечаек и сборка-сварка баков диаметром 8 м;

—       аргонно-дуговая и импульсно-дуговая сварка, контактно-стыковая сварка профилей большого сечения, электроно-лучевая сварка конструкций из алюминиевых сплавов толщиной до 40 мм;

—       механизированное нанесение и обработка пенополиуретановой теплоизоляции баков;

—       гидравлические и криогенностатические испытания баков объемом до 1500 м3;

—       обезжиривание и очистка баков в специальных стендах жидким хладоном.

Конструкторскую документацию на блоки "Ц", "Я", общую сборку РН разработал и сопровождал в производстве коллектив конструкторов Волжского филиала НПО "Энергия" имени С.П.Королева под руководством Б.Г.Пензина.

Для статических и криогенно-статических испытаний баков и агрегатов на заводе "Прогресс" был создан уникальный комплекс стендов, позволявший проводить испытания крупногабаритных ракетных баков с заливкой их жидким азотом с приложением внутренних и внешних нагрузок величиной до 4000 тонн.

С целью наземной отработки конструкции завод "Прогресс" изготовил экспериментальные изделия для отработки конструкции и систем, а также прочности путем испытаний отдельных агрегатов; для "холодных" испытаний при процессах заправки, термостатирования, стоянки, слива на универсальном комплексе "стенд-старт" (УКСС) на космодроме "Байконур"; для огневых испытаний на УКСС.

Работа в сборочно-испытательном корпусе на космодроме "Байконур" шла круглосуточно в две рабочие смены, по 12 часов каждая. Все трудились на общую цель самоотверженно и бескорыстно, не зная ни выходных, ни праздников.

К сентябрю 1988 года все организационные и технические вопросы подготовки и проведения пуска были решены, и Государственная комиссия назначила пуск на 15 ноября 1988 года. Уже в процессе заправки ракеты-носителя и орбитального корабля компонентами топлива резко ухудшились погодные условия. Однако, несмотря на предельно допустимые характеристики погоды, Государственная комиссия приняла решение об осуществлении запуска.

Успешный запуск комплекса "Энергия-Буран" стал научно-техническим прорывом страны, показал всему миру потенциал отечественной ракетно-космической отрасли.

Опыт производства уникальной ракеты-носителя "Энергия" сегодня как никогда актуален и используется самарским ракетно-космическим центром "ЦСКБ-Прогресс" при создании современных ракет-носителей.

от admin