>Заокеанские лекала захвата
Годовщина возвращения Крымского полуострова в состав России вызвала в ряде стран Старого Света и за океаном волну кривотолков и пересудов. До сего дня о том, как на самом деле происходил процесс возвращения политой кровью в разные века наших солдат и матросов территории, знали немногие.
Пришла пора расставить акценты и рассказать о том, как «вежливые люди» без суеты, по-деловому и, главное, без человеческих жертв предотвратили расползание неофашизма на благодатной крымской земле. Многое становится ясным после просмотра документального фильма Андрея Кондрашова «Крым. Путь на Родину». Посмотрели его, без сомнения, политики европейских стран, а США — тем более. И это очень хорошо, потому что Россия, несмотря на разного рода жизненные испытания, реформы, войны, революции, осталась той Россией, которая всегда оказывала посильную помощь сопредельным государствам, порой жертвуя своим благосостоянием. Издревле наши предки усвоили, что обороняться лучше сообща, что, впрочем, и было осуществлено на практике, когда истощённые раздором русские княжества сели за стол переговоров и, помирившись, договорились о совместных действиях. Московское, Новгородское и другие княжества создали государство, которое за многие века после объединения так никто и не смог одолеть. И говорить, например, о том, что московиты захватили новгородскую территорию или какую-либо другую, которая сегодня есть часть России, было бы по меньшей мере наивно. Вхождение Крыма в состав России — это не что иное, как возвращение в родные пенаты.
Однако есть и противоположные примеры тех государств, в которых политические круги считают иначе. К этим странам относятся, наряду с европейскими, и США. Находясь очень далеко от крымских мест, американские военные, знающие историю своего государства на три с минусом, решили диктовать условия там, куда их не звали — в Европе. Вот они-то и считают вхождение Крыма в состав России захватом. И напротив, все территориальные конфликты США, которые решались с помощью силы и многочисленных человеческих жертв, якобы принесли жителям разных стран планеты свободу и процветание. Здесь выдаётся желаемое за действительное. В данной ситуации хочется сказать по-русски: свежо предание, да верится с трудом. И если углубиться в анналы истории и провести параллели развития стран Старого Света и США, то разница будет заметна невооружённым глазом.
Конституция под себя
Завершив войну за независимость, новоиспечённое правительство Америки, манипулируя придуманной конституцией, принялось обустраивать жизнь в своих штатах. Широко декларируя принципы равенства, буржуазия продолжала угнетать негров-рабов, а коренное население — индейцев — просто выгонять с их законных земель. Как утверждалось тогда, главные вопросы — освобождение от колониальной зависимости Англии, образование самостоятельного государства и принятие новых законов, по которым предстояло дальше жить, в ходе войны были решены. Умалчивалось лишь то, что решены они были неимущими слоями населения, но в пользу буржуазии. Практически ничего не изменилось, на смену колонизаторам пришли новоявленные эксплуататоры в лице рабовладельцев, прикрывшихся конституцией США. Заметим, что понадобилось 100 лет, чтобы стало ясно как день, что эксплуатация достигла своего предела. Негры по-прежнему не имели никаких прав в стране, где главным принципом позиционировалась демократия.
В первой половине ХIХ века промышленность Северной Америки, несмотря на создание нового государства, долго испытывала зависимость от развитых стран Европы. В Америку отовсюду везли промышленные изделия, что, впрочем, делалось и в колониальные времена, а из США в Англию поставлялся хлопок — основное сырьё для текстильной машинной промышленности. Думается, этот факт интересен современным союзмашевцам нашей страны потому, что уже в те далёкие времена технический прогресс двигал государства к цивилизованным формам развития. Хлопок доставался плантаторам легко. И причина здесь стара как мир: они использовали бесплатный труд негров-рабов, которые возделывали хлопок на плантациях южных штатов. Бурный рост текстильной промышленности в Англии, Франции, России, Пруссии и других европейских странах и на Севере США требовал много хлопка. Цены на продукцию стояли высокие. Выращивать хлопок было выгодно. Поэтому рабовладельцы занимали всё новые и новые огромные пространства на плодородной земле юго-запада США. Заметим, что рабовладельцы захватывали территории с калейдоскопической быстротой. И если в 1803 году Луизина была как бы приобретена у колонистов Франции, то Флорида в 1810-1821 годах элементарно отнята у Испании. Дальше — больше: Новая Мексика и Калифорния были просто-напросто захвачены у Мексики. Это случилось в 1848 году, а тремя годами ранее отнят у Мексики штат Техас. Штат Орегон — совместное владение с Англией — тоже в 1846 году стал американским. Вот так запросто рабовладельцы США захватывали, завоёвывали, отторгали близлежащие территории. И вскоре всё тайное стало явью.
Правительством США тогда руководили рабовладельцы. Практически все президенты новоявленной страны имели рабов и большие плантации. Так было и до войны за независимость в ХVIII веке, и позже — перед гражданской войной 1861-1865 годов. Так получилось по причине уступки буржуазии рабовладельцам управления всеми государственными делами. Они практически лишились властных рычагов. Американские политические дельцы при каждом грозном окрике рабовладельцев отступали назад, отдавая практически без борьбы пальму первенства в политических вопросах. Вышло, что на бумаге строй в США значился демократическим, который подразумевает народовластие, а на деле получилось совершенно по-другому. Низы вообще были далеки от управления страной, и плантаторы, пользуясь ситуацией, имели всё: власть, деньги, дешёвую рабочую силу.
Заметим, что и буржуазия прикрывалась демократическими лозунгами. Важно и то, что нещадно эксплуатировались не только негры-рабы, но и наёмные рабочие. Другой важный аспект деятельности властей США — это коренное население — индейцы, которых американские политики использовали во время колониальной войны, сделав их своим рупором. Теперь их услуги оказались не нужны, и рабовладельцы просто-напросто стали уничтожать индейцев физически. «Хороший индеец — мёртвый индеец», — повторяли американские генералы. Они придумали бесчеловечные способы истребления неугодных, например, такой. Незаметно, обычно ночью, поблизости от поселений индейцев разбрасывались одеяла. Индейцы, обрадованные таким щедрым подарком, подбирали одеяла и укрывались ими. Затем массами умирали от оспы. Выяснилось, что в эти одеяла ранее были завёрнуты тела больных оспой или умерших от этой страшной болезни. Не забудем, что шёл ХIХ век, а американские военные уже знали цену бактериологическому оружию. В других случаях армия США выдавливала индейцев с территорий, где хорошо плодоносила земля, загоняя их целыми племенами в бесплодные гористые, степные и болотистые внутренние районы страны. «Дорога скорби и слёз» — так в те времена называли путь, которым гнали по этапу насильно переселяемых индейцев. Индейцы умирали сотнями. Более того, в некоторых вновь созданных поселениях умерли все дети.
Вывод простой: обстановка в США накануне Гражданской войны между Севером и Югом была далека от идеальной.