>Государство расставляет станки по местам. Консолидировать отрасль будет "Ростех"
Проект создания холдинга на базе российских станкостроительных предприятий обретает конкретные черты. Подконтрольный «Ростеху» «Станкопром» возглавил экс-руководитель «Стройтрансгаза» Сергей Макаров, причем назначение одобрено Минпромторгом. Это означает компромисс в борьбе концепций объединения станкостроения и передачу процесса под контроль «Ростеха». Государство может получить долю в будущем холдинге, внеся свои предприятия. Но кто бы ни стал центром консолидации, проблемы отрасли, не выдерживающей конкуренции с иностранной продукцией, сохраняются.
Экс-президент подконтрольного Геннадию Тимченко «Стройтрансгаза» Сергей Макаров получил новую должность. Он возглавил «Станкопром», рассказали «Ъ» источники, знакомые с ситуацией. Эта компания принадлежит подконтрольной госкорпорации «Ростех» ОПК «Оборонпром» (37,59% напрямую у РФ). Назначение полностью поддержано Минпромторгом, уверяет один из собеседников «Ъ». Министерство хочет «объединить различные станкостроительные активы для создания единого госинтегратора для перевооружения предприятий путем организации производства в России».
Идея создания госхолдинга, который займется развитием станкостроительных активов, обсуждается давно. Правительство изучает ее с 2007 года, очередной раз к проекту решили вернуться в 2012 году, им интересуется возглавивший в мае прошлого года Минпромторг Денис Мантуров, отмечает один из собеседников «Ъ». Минпромторг, «Станкин», «Ростехнологии» и «Оборонпром» работали как минимум над тремя вариантами консолидации. По одному из них, ключевые активы отрасли предполагалось объединить на базе «Ростеха», у которого есть холдинг «РТ-Станкоинструмент».
Теперь речь идет о компромиссной схеме консолидации активов на базе «Станкопрома». Окончательно структура и механизм создания нового холдинга пока не определены, говорит знакомый с планами государства и «Ростеха» источник «Ъ». Сейчас даже внутри госкорпорации структура активов сложная, часть принадлежит «РТ-Станкоинструменту», часть — напрямую «Оборонпрому». «Финальный вариант будет разработан с участием нового менеджмента»,— говорит собеседник «Ъ». Другой источник «Ъ» в отрасли уточняет, что «РТ-Станкоинструмент» сейчас решает чисто производственные задачи, в основном «обслуживая потребности «Ростеха»», и вариант внесения компании в «Станкопром» обсуждается. В госкорпорации отказались от комментариев.
У Сергея Макарова нет опыта в станкостроении, но есть опыт реструктуризации бизнеса. В 2010 году он оставил должность вице-президента «Роснефти» по финансам и возглавил «Стройтрансгаз». За два года бизнес компании был перестроен: она стала крупнейшим подрядчиком ФСК, расширила присутствие в нефтегазовом строительстве за счет создания СП с американской Argus Pipeline, вышла на строительный рынок, консолидировав доли в крупных подрядчиках МОСТ и АРКС. Покинул «Стройтрансгаз» господин Макаров в августе 2012 года, после того как была закончена оптимизация бизнеса компании, рассказывали источники «Ъ».
Заместитель главы Минпромторга Глеб Никитин заявил «Ъ», что «развитие станкостроения, взаимоувязка программ технического перевооружения с программой развития станкостроения в рамках единого госхолдинга позволят серьезно развить отрасль». «Программа перевооружения ОПК — уникальный шанс для возрождения станкостроения»,— пояснил чиновник. Другие собеседники «Ъ» в Минпромторге говорят, что «станкостроительная отрасль характеризуется разрозненностью игроков со слабыми инвестиционными возможностями, низкой рентабельностью, отсутствием инвестиций». «Но при появлении явного лидера возможна консолидация»,— отмечает один из источников «Ъ».
Расширение холдинга планируется за счет присоединения «живых» предприятий и создания СП с иностранными компаниями, говорит один из собеседников «Ъ», но конкретики не раскрывает. Акцент планируется сделать на программу перевооружения, активно работать на рынке заемного финансирования, поясняет он, подчеркивая, что «это и будет задачей нового менеджмента, фактически речь идет о создания компании с нуля».
«Перспективы консолидации станкостроительной отрасли сейчас очень неоднозначны — предприятия разрозненны, многие из них находятся в сложном финансовом положении или утратили технологический потенциал»,— полагает Михаил Пак из «Атона». Сложной для отечественных предприятий называет аналитик и ситуацию на российском рынке станков в целом — большинство крупных потребителей уже привыкли работать с иностранными поставщиками, отечественным производителям будет сложно составить им конкуренцию по качеству, гарантийному обслуживанию и в ряде случаев по цене.
Подробнее: http://kommersant.ru/doc/2198294