>Вечный огонь Победы: перекличка поколений
Экспозиция «Великая Победа. II межрегиональная выставка» в Парадном зале Приморской государственной картинной галереи призвана показать произведения, специально созданные дальневосточными художниками к 75-й годовщине Победы.
Вторая цель выставки – отметить 100-летие со дня рождения одного из самых почитаемых и значительных художников Приморья – заслуженного художника РСФСР, члена-корреспондента Российской академии художеств Кирилла Ивановича Шебеко (1920–2004).
О его персональной выставке в своё время рассказывала наша газета «Прогресс Приморья», и сегодня мы снова возвращаемся к творчеству фронтовика и художника, коренного дальневосточника, человека, который покидал регион в период фашистского нашествия, с одной целью – защитить страну и выйти из войны победителем.
Кирилл Иванович Шебеко, как и многие ветераны, не любил рассказывать о войне, в том числе и своим творчеством (редкое исключение – дипломная работа в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина «Капитуляция Германии», 1950 год). И потому творчество Шебеко – героя Великой Отечественной, добровольца-танкиста, непосредственного участника боёв под Бологим, Смоленском, Москвой, получившего тяжёлые ранения, демобилизованного в 1943 г. как инвалид II группы, – представлено в экспозиции исключительно произведениями о послевоенной жизни Дальнего Востока.
Кирилл Иванович – один из тех, кто завоевал годы мира и процветания для своей Родины. За свои боевые подвиги он награждён Орденом славы, Орденом Отечественной войны, многими медалями. Однако главной темой в искусстве стала именно послевоенная жизнь страны, именно здесь раскрылся в полной мере его недюжинный талант живописца. В собрании Приморской галереи пятьдесят его произведений – живопись и графика. В экспозицию было решено включить те из них, которые поэтично, иногда патетически, являют зрителю необычность природы Дальнего Востока, романтику трудовых будней дальневосточников: рыбаков, краболовов, пограничников, оленеводов.
Очень важно было снять паутину хрестоматийности с имени К. И. Шебеко, явить его как живое творческое явление в чистоте и непосредственности производимого его работами впечатления.
Единственная в экспозиции сюжетно-тематическая картина К. И. Шебеко – «Первый патруль на Чукотке» (1969), по сюжету (русский красноармеец и его чукотский товарищ, преодолевая порывы ветра, идут по кромке берега моря) вполне укладывается в рамки «классической» соцреалистической, но стилистико-колористическое и композиционное решение свидетельствует, что написана она уже в период отхода К. И. Шебеко от принципов ленинградской школы.
В Приморской государственной картинной галерее хранится не много портретов и натюрмортов Кирилла Ивановича, но и они раскрывают широту возможностей и интересов художника. «Байрачный И. С.» (1961) – ранний погрудный портрет, однако в нём художнику вполне удалось отобразить сильный характер человека, привыкшего к противостоянию жизненным и природным обстоятельствам. Фигура в расстёгнутой фуфайке, в полуобороте направо, голова в шапке-ушанке, в профиль, упрямо наклонённое чуть вперёд обветренное до тёмной красноты лицо на нейтральном сером фоне пасмурного неба – почти монохромное решение, но в то же время как много в нём экспрессии!
Для натюрмортов художник сосредоточивает внимание непосредственно на «героях» сюжета. «Камчатский краб» (1961) позволяет даже жителю средней полосы России рассмотреть и навсегда запомнить, как выглядит в жизни деликатес, не очень доступный даже в виде консервов. А повсеместно широко распространённую калину Шебеко «приписывает» к Приморью, выстроив шеренгой на переднем плане чайный сервиз родом из Спасского керамического завода («Калина красная», 1977).
Много лет изучая изобразительное искусство региона и биографии художников, я давно убедилась в том, что, в каком бы стилистическом направлении ни работал каждый из них, в основе творчества лежат впечатления и события, поразившие его в детстве или ранней юности. Кирилл родился в селе Циммермановка на Амуре – это известный факт. Однако только из последней статьи Виталия Кандыбы о художнике довелось узнать, что село скрыто от реки высоким крутым берегом, на который прибывшие речным путём поднимаются по очень высокой лестнице, с верхней ступени которой, если оглянуться, открывается именно такой просторный вид, какие мы видим в произведениях Шебеко. (Кирилл Шебеко. Живопись / Вст. ст. В. И. Кандыбы. Владивосток. Изд-во «Рубеж», 2015. 143 с. – С. 8)
И всё же главным в творчестве К. И. Шебеко на протяжении всей жизни стал жанр пейзажа-картины и пейзажа, в композицию которого гармонично включена сюжетная составляющая. Чукотка, Камчатка, Командоры, Приморье – какие завораживающие, чудесные просторы открывает нам художник! Дух захватывает от планетарных перспектив земли дальневосточной в его панорамных пейзажах. У Шебеко почти не встречается видов с высокой линией горизонта, ограничивающей пространство, приближающей и сосредоточивающей взгляд зрителя на первом плане, на частностях трудовой или бытовой жизни. Понятно, почему такие работы, как «Чукчи вышли в море» (1969), «На севере дальнем» (1972), «Северное сияние» (1972), наряду с работами другого известного приморца – Ивана Рыбачука – производили незабываемое впечатление на республиканских выставках, являясь результатом художественного осмысления и освоения территории, визуальный образ которой ранее практически не был известен большой стране.
Для выставки из коллекции специально отобраны прежде всего не приморские (исключение – «Порт Владивосток», 1974), а дальневосточные картины. Во-первых, потому что приморские мотивы Шебеко экспонировались в 2018-м, юбилейном для края году. А во‑вторых, потому что Кирилл Иванович первым объездил все края и области региона и создал особый, с точки зрения композиционного и колористического решения, пейзаж.
«Север заставил меня наконец писать лаконичными и ясными отношениями. Там каждый предмет и цвет читаются определённо. Из-за эфирной чистоты воздуха расстояния скрадываются и планы сближаются. Чтобы передать этот природный феномен, я сознательно начал уплощать пространство картины. Мне понравилось сочетать близкое и далёкое на плоскости, как на ковре, без сильных разрывов пространства, без таяния цвета в глубине, с максимальным сохранением каждого пятна».
То есть к запавшей в душу мальчика-Шебеко идее простирающегося до далёкого горизонта пространства добавились на севере зрительно сближающиеся планы и чистые, без рефлексов, цвета. В пейзажах мастера превалируют два вида композиции: панорамная, статичная, со сближенными уплощёнными планами («Порт Владивосток»; «Траловый флот вышел в море», обе – 1974) и зигзагообразная, динамичная («Осенний хоровод», 1969; «Богатства севера», 1970). Всё это дала художнику природа, а ему что, оставалось стать чутким и внимательным наблюдателем? Не так всё просто. Чтобы верно отобразить Север, Шебеко понадобилось расстаться с главными принципами академической живописи, которой его учили в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, и взять на вооружение художественное мировоззрение, технические приёмы чуждых соцреализму стилистических течений Западной Европы и России рубежа XIX – XX веков. Он это сделал и победил!
Продолжают экспозицию, подхватывая эстафету, работы, созданные специально к 75-летию Победы, и следует отметить, что художники Владивостока, Уссурийска, Находки, Хабаровска, Благовещенска, Улан-Удэ, Якутска серьёзно и ответственно отнеслись к поставленной задаче.
Массив работ по стилистическим особенностям можно разделить на две большие группы – символистской и реалистической направленности. Конечно, внутри этих групп наблюдается довольно большой диапазон и разнообразие подходов к воплощению темы.
В реалистическом блоке выделяются листы находкинца Александра Шалагина, в которых, пожалуй, впервые поднимается тема вклада дальневосточников в Победу. Действительно, рыбаки и рыбообработчики не только кормили своих земляков, но и отправляли свою продукцию на запад – воинам и труженикам тыла.
Продолжением темы можно назвать картину Ильи Бутусова «Подводники» – ведь именно подводный флот сопровождал караваны ленд-лиза после открытия Второго фронта и топил фашистские корабли. «Письмо» Сергея Платонова (Находка) и «Письмо на фронт» Ольги Никитчик (Уссурийск) как бы олицетворяют два направления переписки военного времени – с фронта и на фронт. Пластика из рога оленя Михаила Слепцова «Дети войны» и «Весна 45-го» (Якутск) добавляют новые штрихи в военную тему реалистического крыла экспозиции.
К весне 1945-го обращают зрителя также «Вернулся с фронта» Людмилы Конончук и «Цветы Победы» Евгения Фомина (Владивосток), «9 Мая в Биракане» Владимира Серебрякова (Благовещенск), «Долгожданная весна» Натальи Савостиковой (Хабаровск).
Ряд произведений демонстрируют связь времен – обращение из мирного времени к военным воспоминаниям: «За нашу победу. Сыны России. Памяти отца» Ивана Никитчика (Уссурийск), «Блокадница» Валерия Ребика (Находка), «Вспоминая отца» Александра Суслова (Владивосток), «Память» Светланы Фирюлиной – представительницы талантливой молодёжи Владивостока.
Если произведения реалистического раздела не требуют расшифровок и объяснений, воздействуют на зрителя непосредственно, то с символистскими дело обстоит сложнее. И тут не обойтись без комментариев создателей.