>Авиаторы — на линейке готовности

С приходом нового министра обороны реформа Вооруженных Сил России приносит  реальные плоды. За сравнительно небольшой срок на крыло поставлены сотни современных самолетов и вертолетов разных модификаций. И, что очень важно для нас, дальневосточников, ОАО ААК «Прогресс», где трудится немало членов Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, выполнило в 2013 году свои обязательства по поставке ударного вертолета Ка-52 воздушным силам, тем самым значительно обновив авиационный парк воинских частей и подразделений. Каждое событие такого рода поднимает боевой дух личного состава, укрепляет уверенность в завтрашнем дне и поднимает авторитет российской Армии еще на одну ступень.

Несмотря на то что газета ПРО СМР «Прогресс Приморья» в прошлом году рассказывала о приемке госзаказа на оборонных предприятиях, мы с неподдельной радостью еще раз возвращаемся к этой теме.

Шесть заводов под одним крылом

24 декабря 2013 года Ту-154 главкома ВВС генерал-лейтенанта Виктора Бондарева поднялся с подмосковного аэродрома Чкаловский и взял курс на восток. Вместе с нынешним главкомом отправился заместитель гендиректора Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) — предыдущий главком ВВС Алексей Михайлов, тоже Герой России. И группа товарищей из Минобороны РФ, ВВС и ОАК, поскольку предполагались посещение авиазаводов и приемка самолетов по гособоронзаказу. Кроме них, на борт пригласили пятерых журналистов, в том числе автора этих строк.

Ожидалось, что за три дня команда главкома ВВС побывает на паре-тройке авиазаводов. Однако результат превзошел все ожидания — 13 взлетов и посадок. Окончательно маршрут выглядел так: Москва (Чкаловский) — Новосибирск — авиабаза Домна (Чита) — Владивосток (Кневичи) — Арсеньев — авиабаза Воздвиженка — Владивосток — Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре — Улан-Удэ — Иркутск — Новосибирск — Ульяновск — Москва (Чкаловский).

«Аллигаторы» летают высоко

В час дня, расставшись с сопливой московской зимой, Ту-154 взял курс навстречу солнцу — оно над облаками есть! А уже буквально через пару часов самолет врезался в ночную темноту, пересыпанную яркими звездами. Дозаправка в Новосибирске (за бортом минус 20) — и перелет на авиабазу Домна (минус 29) в Читинской области, где главком встретился с летным составом, выяснил, как осваивается новая техника. Следующая посадка — во Владивостоке.

Это в Москве было едва за полночь, а здесь уже ждали рассвета. Начинался он довольно рано, уже в 9 часов. К этому времени все расселись в два новых вертолета Ми-8АМТШ. Машина отличается от предыдущих моделей наличием рампы, позволяющей загружать и перевозить колесную технику. Причем рампа отделена от салона занавесом из серебристых одеял, чтобы меньше холода внутрь шло. И еще одна приятная мелочь — отопление. Только взлетели — из специальных отверстий на уровне поясницы сидящих вдоль бортов людей подул теплый воздух. Через четверть часа стало по-настоящему тепло. Кто летал зимой на старых вертолетах, тот оценит особо такой комфорт.

Приземляемся на заводском аэродроме предприятия ОАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» имени Сазыкина»… Территория летно-испытательной станции ААК «Прогресс». В цехе стоят готовые 12 вертолетов Ка-52 «Аллигатор» со снятыми лопастями, чтобы удобнее было загружать в контейнер и транспортировать. Здесь состоялась их торжественная передача заказчику. Помимо главкома ВВС Виктора Бондарева, присутствовали генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Александр Михеев и управляющий директор ААК «Прогресс» Юрий Денисенко.

Вертолет только минувшим летом представили мировому сообществу на авиасалоне в Ле Бурже. Хотя уже в 2011 году в ВВС России были поставлены 12 Ка-52, а общее количество построенных машин этого типа составило уже 65 единиц. 20 из них находится на авиабазе Черниговка (Приморский край), 16 переданы 393-й Севастопольской авиабазе (Кореновск, Краснодарский край),

8 — в Торжке…

В 2013 году ААК «Прогресс» завершил выполнение контракта с Минобороны РФ, подписанного в 2009 году. И началось выполнение следующего долгосрочного контракта на поставку 143 Ка-52 общей стоимостью 120 млрд руб.

Главком ВВС России Виктор Бондарев заявил на церемонии приемки: «Мы сегодня в цехах видели машины из заделов 2014 года. Холдинг «Вертолеты России» и завод дают нам обещание, что в следующем году мы будем ритмично, поквартально получать вертолеты. Не в конце года, а начиная с марта пойдут первые шесть вертолетов, а затем поквартально — по три-четыре машины. Летчики начнут их осваивать с марта».

Генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Александр Михеев заявил: «Передача Министерству обороны Российской Федерации крупной партии боевых вертолетов нового поколения Ка-52 «Аллигатор» имеет большое значение для нас. Министерство обороны России является крупнейшим заказчиком продукции холдинга, и в работе с ним мы во главу угла ставим своевременность поставок и качество уникальной вертолетной техники, которая призвана повысить обороноспособность нашей страны».

В соседнем цехе идет сборка опытного образца нового многоцелевого вертолета Ка-62. Впервые в истории отечественного вертолетостроения проект реализуется в тесной кооперации с ведущими российскими и зарубежными компаниями. «Стеклянную кабину» Ка-62 разработала российская компания «Транзас», она же поставит навигационный комплекс с поддержкой систем GPS и ГЛОНАСС. Зарубежные двигатели уже доставлены в Россию, прошли испытания и подтвердили заявленные характеристики. Опытный экземпляр Ка-62 в 2014 году поступит на испытания. Машина предназначена для перевозки 12–15 пассажиров и груза.

По этому случаю Виктор Бондарев заметил: «Военно-Воздушные Силы РФ заинтересованы в получении нового вертолета Ка-62 разработки фирмы «Камов». Вертолет, думаю, получится хороший, и ВВС с удовольствием его будут брать».

Обратный полет над заснеженными сопками Приморья ознаменовался краткой посадкой на аэродроме Воздвиженка. Здесь находится авиаремонтный завод Минобороны РФ, но главком туда не поехал. Оно и понятно, ведь все эти предприятия решено передать в ведение ОАК. Главком ВВС так высказался по этому поводу: «Решением министра обороны авиаремонтная промышленность переходит в ведение холдинга. Считаю, что это абсолютно правильно, потому что у них запасные части, они могут значительно быстрее решать все вопросы по восстановлению самолетов, по покупным изделиям, которые уже на пределе выходят».

Во Владивостоке прямо из вертолетов перешли в самолет главкома и немедленно взлетели. Пилотирование Ту-154 военным экипажем рази-тельно отличается от пилотирования гражданского. Только вырулили на взлетно-посадочную полосу, начали разгон — и уже взлетаем, задрав нос резко вверх. Смотрели по часам: 15–20 секунд от начала разбега. Посадки столь же стремительны: резко вниз, выход на ВПП, какие-то секунды — и вот уже чувствуется дрожь от стыков бетонных плит. И никакого удара или толчка в момент касания. Одно слово — асы.

Самый крутой истребитель

Краткая остановка в Хабаровске — и перелет в Комсомольск-на-Амуре. Разгар дня, а наши биологические часы показывают конец московской ночи. Самолет выкатывает на взлет, закрываю глаза, открываю — катимся по полосе. Мы что, еще не взлетали? Но изменившийся пейзаж за окном говорит: только что сели.

Филиал ОАО «Компания «Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина» — крупнейшее авиастроительное предприятие России по производству боевых самолетов. На стапелях стоят Су-35 — многофункциональные сверхманевренные одноместные истребители.

Говорит главком ВВС Виктор Бондарев: «Самолет очень серьезный по программе 4++, по программе сверхманевренности. Всего Су-35 закуплено 48 самолетов, в этом году 12, в следующем 12 и потом 14 бортов. 10 уже имеются».

Директор Дирекции военных программ ОАК Владимир Михайлов: «Мы этому только радуемся — росту оборонзаказа. Вы знаете о росте промышленного производства в стране, так вот по ОАК он составляет 25%. Это говорит о многом: перед нами есть задание, которое мы обязаны выполнять. Что касается этого предприятия, я с ним знаком с 2002 года, когда стал главкомом. Приехал, мы тогда делали модернизацию Су-27СМ, потом Су-27СМ2, Су-27СМ3. И перед ПАК ФА мы должны были сделать этот Су-35, на нем мы отрабатываем многие моменты, которые будут использованы в самолете пятого поколения».

Естественно, журналисты не обошли вниманием и ПАК ФА (Т-50).

На вопрос о дальнейших перспективах самолета пятого поколения Виктор Бондарев ответил: «Промышленность выпустила 5 машин, и они проходят испытания. С марта один будет передан в 929-й Государственный летно-испытательный центр для дальнейших испытаний. Думаю, этот самолет подтвердит свои характеристики. Пока матчасть работает надежно, без задержек. С 2016 года должен поступить в войска. Так запланировано, и пока нет оснований для беспокойства, что эта программа может не быть выполнена».

Окончание следует

Независимая газета, 17 января 2014 г.

от admin