>За кулисами ЛИСа
У многих из нас в юности появляется мечта. Но не каждый готов приложить достаточно усилий, чтобы воплотить ее в реальность: кто-то пасует при первых же неудачах на пути ее достижения, кому-то она становится больше не интересной, другие и вовсе приходят к тому, что выбрали неверную дорогу. Но есть и те, кто верен своей мечте всю жизнь.
Один из таких людей – член Союз Машиностроителей России Александр Адольфович Ковалев, ведущий инженер по летным испытаниям воздушных судов 1-ого класса летно-испытательной станции ААК «Прогресс». Будучи школьником, Александр Адольфович прочитал 2 книги: первая — книга Ивана Кожедуба, истребителя, трижды героя Советского Союза «Служу Родине», а вторая – Александра Яковлева, авиаконструктора «Цель жизни». Именно они и вдохновили тогда еще подростка на то, чтобы связать свою жизнь с небом. Но обо всем по порядку.
Рожденный на высоте
Александр Адольфович родился 15 июля 1958 года в селе Мин-Куш (что в переводе означает «Тысяча птиц») Киргизской ССР, на высоте 3500 метров над уровнем моря. Родители были русскими.
«Папа окончил Московский химико-технологический институт им. Менделеева, после чего его распределили в Киргизию, где он 3 года отработал молодым специалистом. Позже перебрался поближе к центру, недалеко от города Фрунзе, где располагалась обогатительная фабрика урановой руды. Вскоре его пригласили в город Шевченко (ныне Актау, Казахстан). Там строили первый в мире атомный опреснитель. Отец работал в центральной научно-исследовательской лаборатории инженером, а мама – лаборантом», — вспоминает Александр.
«География моей жизни широкая: родился в Киргизии, жил в Казахстане, учился в Украине, служил на Урале, теперь живу в Приморье», — рассказывает герой статьи.
Мне бы в небо
Еще в школьные годы Александр Адольфович начал задумываться о поступлении в авиационный институт. Вдохновением послужили прочитанные книги, а также восторженные письма друга, который уже учился в авиационном институте в Москве. Так и родилась мечта стать летчиком.
«Из-за плохого зрения это было невозможно, и потому я решил стать авиаконструктором. С 10-ого класса начал учиться заочно на подготовительных курсах при Харьковском авиационном институте, а потом поехал поступать – это было в 1975 году. На дневное отделение не прошел, но прошел на вечернее. В 1977 меня выгнали за неуспеваемость, после чего я ушел в армию. А в 1979 я снова восстановился на второй курс, уже на дневное отделение, и доучился до конца», — вспоминает Александр.
Борьба за мечту
После окончания института будущий инженер получил распределение на «Прогресс» — шел 1984 год. Александр Адольфович начал работать в цехе по изготовлению штампов и пресс-форм мастером.
«Но с самого начала я хотел работать на ЛИСе. Отработав в цеху больше 1,5 лет, начал каждое утро писать заявления начальнику, а он их, в свою очередь, каждое утро при мне рвать и выбрасывать. Длилось это примерно 4 месяца. Писал заявление и в отдел кадров, и главному инженеру, и, в конце концов, меня все-таки перевели на ЛИС. Это был конец 1985 – начало 1986 года. С тех пор я и работаю на ЛИСе.
В 2000-ом году я стал ведущим инженером. В 2014 году прошел курсы повышения квалификации в Школе летчиков-испытателей им. А.В.Федотова, и мне присвоили первый класс ведущего инженера по летным испытаниям», — рассказывает Александр.
Основная ответственность ведущего инженера по летным испытаниям – это безопасность полетов.
«Наш цех называется «летно-испытательная станция», или сокращенно ЛИС. Мы проводим испытания вертолетов. Все летные испытания проводятся днем, в простых метеоусловиях. Сначала выполняются полеты экипажем предприятия (предъявительские испытания), затем полеты экипажем заказчика (приемо-сдаточные испытания)», — комментирует специалист. «Работа мне интересна. Больше всего нравится новое оборудование на вертолете – интересно его изучать, отрабатывать», — добавляет ведущий инженер Ковалев.
Человек с большой буквы
За время своего тернистого пути к мечте Александр Адольфович проявил себя не только как достойный специалист, но и как парашютист-спасатель.
«С 1996 по 2015 гг. я состоял в спасательно-парашютной десантной группе, был внештатным спасателем-парашютистом. В случае аварии или катастрофы самолета или вертолета мы должны были найти место аварии и, в зависимости от обстоятельств, либо приземлиться на вертолете, либо спуститься с парашютом, либо спуститься на спусковых устройствах. Совершали тренировочные прыжки с контейнерами, ночью, на лес, на воду. Если невозможно было поднять раненых людей на лебедке, мы должны были подготовить место для приземления вертолета – выпилить площадку, пилы спускали на лебедке», — вспоминает герой статьи. За плечами Александра порядка 1500 прыжков, самая большая высота из которых – 4400 метров.
За многолетний, добросовестный труд и вклад, внесенный в авиационную промышленность, Александр Ковалев неоднократно отмечался почетными грамотами и благодарностями различных уровней, в том числе Почетной грамотой Губернатора Приморского края и Благодарностью Думы АГО, награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Счастливый отец троих детей, добропорядочный семьянин и настоящий специалист в своем деле – не случайно портрет Александра Адольфовича почетно украшает «Аллею славы».
К слову, дело отца продолжил и один из сыновей Александра Адольфовича – Ковалев Антон, проработавший на «Прогрессе» более пяти лет. Молодой человек вслед за главой семьи с юности «бился» за свою мечту, и на сегодняшний день продолжает строить карьеру в городе Жуковский.
Ирина Еремина,
фото Светланы Макаренко