>«Тихоокеанская проектная школа-2017»: будущее — за нами
Во Всероссийском детском центре «Океан» завершилась образовательная программа «Тихоокеанская проектная школа-2017». В основе образовательной программы проектной школы стала разработка научно-технологических, IT, естественнонаучных, социально-культурных проектов, направленных на развитие Дальнего Востока.
В интеллектуальной смене приняли участие сто школьников 15-17 лет из 22 регионов страны, прошедшие конкурсный отбор на основе портфолио личных достижений и проектной идеи, направленной на развитие Дальнего Востока. Десять из них — школьники из Китая, Японии и Южной Кореи.
В период обучения ребята обсуждали проблемные вопросы развития Дальнего Востока, занимались разработкой комплексной стратегии и проектов, проводили критический анализ предлагаемых решений. Путем опытных исследований на базе лабораторий ДВФУ изучали технологии, разрабатывали технические решения, получали знания и навыки, необходимые для реализации проектов. Завершилось обучение участников защитой проектов перед экспертами и открытием выставки практических работ.
В работе по направлениям затрагивались очень важные и глобальные проблемы для Дальнего Востока: это космические и авиационные системы, судостроение, синтез наночастиц, разработка новых методов очистки воды, поиск новых препаратов для создания систем диагностики рака, технология беспроводной связи, облачные технологии, проектирование морского музея, международные отношения и другие.
Заказчиками проектов стали ведущие предприятия и организации Дальнего Востока и компании российского масштаба. Одним из заказчиков выступило ПАО ААК «ПРОГРЕСС», лидер Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Сотрудники авиационного предприятия были приглашены организаторами данного мероприятия в качестве преподавателей и экспертов одной из секций «Инженерного направления» в области авиационных систем. Куратором от предприятия выступил заместитель управляющего директора по управлению персоналом Евгений Макаров, координатором поездки делегации машиностроителей — ведущий специалист службы управления персоналом Ирина Клочкова, также в работе ТПШ приняли участие сотрудники службы главного технолога, технологи, студенты третьего курса филиала ДВФУ г. Арсеньева: Эльвира Сухова, Владимир Андреев, Михаил Петров.
Основой для проекта послужила поисковая инициативная научно-исследовательская работа (НИР) начальника конструкторского бюро отдела главного технолога Дениса Федоровича «Использование давления газа для повышения прочности сотовой ячейки авиапанелей», которую он ведёт в рамках совместной деятельности Совета молодёжи предприятия (СМП) с органами студенческой самоорганизации (ОСС) местного филиала ДВФУ.
Ребята из Забайкалья, Приморского края и Амурской области, объединившись в группу и став единомышленниками на 20 дней, изучили проблему малой авиации и пришли к выводу, что ее необходимо возрождать, тем самым давать вторую жизнь заброшенным аэропортам, где будут востребованы новые гражданские самолеты облегченной конструкции отечественного производства. Одним из вариантов повышения окупаемости подобных перевозок является применение новых технологий, таких как модернизированные сотоблоки. Использование новой технологии и полимерных композитных материалов не только уменьшит массу воздушного судна, сократит расход топлива, при этом увеличив дальность его полета, но и многократно снизит расходы на его производство.
Работники ПАО ААК «ПРОГРЕСС» провели рядом с ребятами несколько дней, объяснили им конструкцию авиационных деталей и особенности сотоблоков. В период совместной работы был проведен вебинар с разработчиками программы СOMSOL. В рамках исследования выбранной темой стало «Совокупное воздействие давления газа и нагрузки на сотовые ячейки». Совместно с представителями данной компании разработчик программного обеспечения конечно-элементного анализа провел моделирование прочностного анализа. При помощи новой программы школьники выстроили сотоблоки в 3D-версии.
На практических занятиях школьники своими руками изготовили сотовые панели из подручных материалов: бумаги, картона, пищевой фольги. В лабораторных условиях ДВФУ проверили их на прочность при помощи оборудования на растяжение, давление и другие параметры.
Во время защиты проектов эксперты ПАО ААК «ПРОГРЕСС» активно задавали всем участникам «Инженерного направления» вопросы и интересовались не только технической стороной проекта, но и материальными затратами представленных проектов.
Заведующий лабораторией компьютерного моделирования кафедры авиационных систем Инженерной школы ДВФУ Александр Ратников отметил:
«Эта новая технология интересна не только детям — и я впервые сталкиваюсь с ней. По роду своей деятельности я изучаю стеклокомпозиты, а сотоблоки — это совершенно новое и уникальное производство, которое применяется в области авиастроения. От самого мероприятия мы получили массу позитивных впечатлений и приобрели полезный опыт. Конечно, для ребят такого возраста сложно понимать те или иные дисциплины, которые они не изучали в школе, но мы постарались упростить задачу, с которой они отлично справились».
На площадке образовательного центра ВДЦ «Океан» развернулась выставка работ, созданных за время работы над проектами. Вниманию зрителей были представлены мультимедиа-программы, мини-фермы по выращиванию морских ежей, медицинские лаборатории с производством синтеза белка, проект морского музея, дизайн интерфейсов и другие проекты.
Мероприятие открыл исполняющий обязанности ректора ДВФУ Никита Юрьевич Анисимов. В своей приветственной речи он отметил, что ребята во время пребывания в «Тихоокеанской проектной школе» получили колоссальный опыт, приобрели новые знания, а некоторые из них уже определились с выбором будущей профессии. Он пожелал ребятам успехов и реализации намеченных планов.
Больше всех привлекла внимание посетителей выставочная экспозиция Арсеньевской авиационной компании, где помимо сотоблоков был представлен макет небольшого аэродрома с взлетно-посадочной полосой и маленьким пассажирским самолетом, предназначенным для местных авиалиний. Гости проявляли неподдельный интерес, крутя в руках сотоблоки, расспрашивая об области их применения. Ребята, работавшие над данным проектом и чувствовавшие себя почти профессионалами в области авиации, наперебой рассказывали, как производятся сотоблоки и для чего предназначаются:
«Сотовая панель — это трёхслойная панель, которая состоит из верхней и нижней обшивок и сотового заполнителя между ними. Такие панели в авиации применяются для внешней обшивки, стенок силовых элементов и полов. Преимуществами сотовых панелей в авиации являются малая масса конструкции, высокая жесткость, радиопрозрачность и высокое звукопоглощение. Применяются сотовые панели в большом количестве отраслей — начиная от строительства и заканчивая космической отраслью».
Никита Анисимов, подойдя к выставочному стенду, сразу определил принадлежность группы к авиационной тематике — по логотипам ПАО ААК «ПРОГРЕСС» и изображению Ка-52 на футболках ребят. Пообщавшись со школьниками, он оценил идею дальнейшего развития малой авиации в Приморском крае и был приятно удивлен, что у подростков есть такой неподдельный интерес к углубленному изучению и анализу авиационной направленности и новых технологий, которые применяются на Арсеньевском авиационном предприятии для производства боевых вертолетов. Также Никита Юрьевич отметил, что в самые кратчайшие сроки проделана масштабная и углубленная работа по изучению проблем авиации и оперативно налажена работа с Арсеньевской авиационной компанией «Прогресс».
Своими впечатлениями об участии в образовательной программе поделились школьники.
Павел Крючков, 15 лет, г. Благовещенск (Амурская область):
— Для участия в «Тихоокеанской проектной школе» я написал проект по развитию Дальнего Востока и предложил улучшить программу «Дальневосточный гектар». В данный момент программа работает не на полную мощность, не учтён агротехнический вопрос. Я разработал полезную карту для населения, где будет отражена вся информации об участке (коммуникации, линии электропередач, дороги, инфраструктура), который планирует взять россиянин. Глядя на географическую карту, человек не знает всех особенностей местности и почвы и начинает экспериментировать, что же лучше будет расти. Далее я поделил территорию на аграрные участки с учетом качества земель, отметив плодородные почвы для посадки тех или иных культур, чтобы будущий фермер смог сразу определиться, какую культуру он будет выращивать. Это готовый и удобный вариант — как по географическому положению, так и по агрономическим особенностям. Сам я увлекаюсь авиацией, её историей, собираю модели. Прихожу на занятия с удовольствием, слушаю, конструирую. Изучая сотоблоки, мы пытаемся их модифицировать. Очень понравилась работа в лаборатории ДВФУ, где при помощи оборудования их испытывали на сжатие, на излом, на прочность. Раньше я мечтал стать пилотом, а теперь мне нравится техническая сторона авиации. И, скорее всего, я выберу после окончания школы инженерное направление в самолето-вертолетостроении.
Дарина Коновал, 17 лет, г. Благовещенск (Амурская область):
— Я написала проектную идею по развитию Дальнего Востока и доработала проект «Доступная среда», где предложила различные конструкции, для того чтобы люди с ограниченными возможностями беспрепятственно могли передвигаться по городу, посещать общественные места, пользоваться специальным транспортом и комфортно добираться на работу. При выборе направлений для участия в образовательной программе я для себя сразу определила авиацию. Меня многое с нею связывает. Я получила начальную летную подготовку. У меня есть 6 часов налета в качестве пилота и 45 прыжков с парашютом. Я хотела поступать на летное отделение, но, к сожалению, не позволило здоровье, и теперь я для себя выбрала инженерное направление, возможно, это будет авиация. Однозначно я не брошу управлять самолетом и прыгать с парашютом. Буду пробовать поступать в учебные заведения в центральной части страны, но, развивая дальнейшие перспективы, буду двигаться в сторону Дальнего Востока.
По окончании работы проектной школы коллективу ПАО ААК «ПРОГРЕСС», лидирующего предприятия Приморского регионального отделения СоюзМаш России, было вручено благодарственное письмо за высокий профессионализм, содержательную навигацию детских интеллектуальных траекторий и созидательное участие в разработке и реализации образовательной программы «Тихоокеанская проектная школа».
Подводя итоги, заместитель управляющего директора по управлению персоналом ПАО ААК «ПРОГРЕСС» Евгений Макаров добавил:
«Авиакомпания «Прогресс» впервые принимает участие в образовательной программе «Тихоокеанская проектная школа», и опыт, который мы приобрели, нам обязательно пригодится в будущем. Отрадно отметить, что школьники в последнее время все больше выбирают технические специальности, сдают профильные экзамены и поступают в технические учебные заведения. А это — наш будущий кадровый резерв, который мы ждем на Арсеньевском авиационном предприятии».