>Флаг не спустили ни разу
Россия – великая морская держава. Моря, относящиеся к бассейнам Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого океанов, омывают её берега. Морские рубежи нашей страны огромны.
Без сомнения, по это причине Россия имеет славные морские традиции. Навечно вписаны в летопись мировой науки и истории имена таких русских мореплавателей и флотоводцев, как А. Чириков, братья Харитон и Дмитрий Лаптевы, С. Челюскин, Г. Шелихов, И. Крузенштерн, М. Лазарев, Ф. Ушаков, П. Нахимов и многие другие.
Наши предки покидали родные берега и отправлялись в плавание, открывая неизвестные земли. В океанских походах вырабатывали они необходимые моряку качества, которые помогали стойко переносить жестокие штормы, пронизывающий холод Арктики, нестерпимый зной и духоту тропических широт. Кто хоть раз держал в своих руках штурвал или, стиснув зубы, стоял во время шторма на уходящей из-под ног палубе, кто принимал в лицо солёные брызги океана, тот никогда не оставался равнодушным к морскому делу и навсегда связывал свою жизнь с морем.
Недаром у прошлых поколений моряков, прошедших воинскую службу на флоте, вид бескозырки вызывает неистребимый трепет до сих пор. Она манит туда, где воют ураганные ветры и над кораблями вздымаются пенящиеся валы, где человек подчиняет себе стихию, закаляя свою волю и характер. Быть моряком во все времена считалось призванием сильных и бесстрашных людей. Отважные и мужественные матросы и офицеры, выдающиеся флотоводцы и талантливые кораблестроители в течение многих и многих лет создавали российский военный флот, заслуживший уважение народов мира и неувядаемую славу своим беспримерным героизмом и беззаветным служением Отечеству. За многовековую историю нашего флота российские моряки провели 24 крупных морских сражения, из которых 23 выиграли (кроме Цусимского). В общей сложности в них принимало участие 815 кораблей со стороны противника и 588 русских, при этом неприятель потерял более 200 боевых кораблей, 75 раз спускал противник свои флаги перед кораблями российского флота, но никто никогда не видел спущенного перед врагом нашего флага. На весь мир прогремела слава Гангутской битвы молодого русского флота, созданного Петром I. 27 июля 1714 года, понеся огромные потери после абордажной схватки, шведская эскадра сдалась и спустила флаги на всех своих кораблях. Именно после этого сражения, оценивая значение флота для государства, Пётр I сказал: «Всякий потентант (государство), который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет. А который и флот имеет, обе руки имеет».
На старых фотографиях, сохранившихся в архиве Общества изучения Амурского края, имеются снимки начала прошлого столетия, на которых изображены первые подводные лодки, несущие службу в бухте Золотой Рог. Это были подлодки выдающегося русского кораблестроителя И. Г. Бубнова. Пожалуй, сегодня построить такую лодку не представляется возможным из-за отсутствия чертежей. Впрочем, те первые лодки были доставлены во Владивосток по железной дороге и на месте собирались. Декабрем 1911 года датирована фотография субмарины типа «Морж». Она имела надводное водоизмещение 630 тонн, двигатель мощностью 1200 лошадиных сил, который позволял развить скорость до 11 узлов. Немало сделал для развития подводных сил на Дальнем Востоке да и страны в целом капитан 1-го ранга Степан Платонович Садоков. Его фото тоже сохранилось. На другом снимке – мужественный и бравый экипаж подводников тех лет. Прямо скажем, редкая была в те годы профессия и довольно опасная. И нужно поклониться тем первым экипажам военных моряков, которые рисковали своей жизнью, но неуклонно следовали одним курсом – подводным. Их не пугали ни глубина, ни тяготы службы, ни перспектива остаться навечно на морском дне. Эти люди торили широкую дорогу нынешним атомным субмаринам, которые бороздят сегодня Мировой океан. Они были первыми. К сожалению, не все имена первых подводников сохранились, но, думается, они заслуживают памяти на гранитных плитах мемориалов, литературного и кинематографического воплощения. И Владивосток, Город воинской славы, может стать в этом деле застрельщиком.
Если говорить о развитии отечественного подводного флота, то инженерная мысль в России опережала время. И это не преувеличение. Достаточно вспомнить, что с 1720 по 1900 годы только официально поступило более 75 проектов подводных лодок. Среди них особо выделялась конструкция российского военного инженера К. Шильдера, создавшего в 1834 году первый в мире подводный ракетоносец. Мичман Шмелёв стал первым командиром подводной лодки, он же является и первым в России офицером-подводником. К. Шильдер не просто создал лодку, но и первым применил на ней перископ. Конструкция инженера с каждой стороны имела три станка с направляющими, в которых находились пороховые ракеты. Их заряд воспламенялся электрическим током из лодки. Военный инженер И. Александровский в 1866 году впервые в мире применил на лодке механический двигатель и предложил установить горизонтальные рули. Другой конструктор С. Джевецкий построил лодку с электромотором, использовав его в качестве подводного двигателя. По его проекту в России было построено 50 подводных лодок. Примечательно, что на первом этапе серии этих подводных кораблей командиром был назначен лейтенант И. Чайковский, брат великого русского композитора. Впрочем, малые размеры первых отечественных лодок позволяли перевозить их по железной дороге. Таким образом они были доставлены и во Владивосток. В мае 1907 года в состав российского военного флота вошла самая мощная для того времени по вооружению подводная лодка «Акула», спроектированная талантливым русским инженером И. Бубновым. Она имела 8 торпедных аппаратов. К началу Первой мировой войны 1914–1918 годов по его проекту была построена подводная лодка типа «Барс», уже с 12 торпедными аппаратами. Для сравнения: на иностранных субмаринах было установлено всего 4 торпедных аппарата. Всего И. Бубнов разработал шесть проектов подлодок типа «Барс», по которым построили 32 лодки, почти половину всего подводного флота дореволюционной России. В годы Перовой мировой войны подводные силы России были укомплектованы хорошо подготовленными кадрами, моряки отважно действовали на Балтийском и Чёрном морях.
Экипаж лодки «Вепрь» проявил выдержку и смекалку, поразил цель и ушел на глубины. В годы Гражданской войны 1918–1922 годов подвиг совершила подлодка «Пантера». Потопив торпедным ударом эскадренный миноносец противника, лодка, маневрируя, пройдя под водой 75 миль, без потерь вернулась в Кронштадт.
В 1927 году началось строительство лодок типа «Д» («Декабрист»), в начале 30-х пришла эра лодок типа «Щ» («Щука»), «С» и «М» («Малютка»). Накануне Великой Отечественной войны 1941–1945 годов в состав подводных сил страны вошли большие океанские лодки типа «К» («Крейсерские»), мощные подводные крейсеры. Больше всего было построено в тот период малых подводных лодок «М» – 78 и средних типа «Щ» – 77 лодок. Благодаря героическому труду советских судостроителей к июню 1941 года в составе Военно-морского флота СССР насчитывалось 212 подводных лодок. В ходе войны «Катюши», так называли их моряки, потопили 27 кораблей и транспортов противника, две из них (К‑21 и К‑52) были награждены орденом Красного Знамени, К‑22 стала гвардейской. Смело и мужественно сражались североморцы. Ими было потоплено более 230 боевых кораблей, транспортов и вспомогательных судов противника. Начало боевым победам положила североморская подлодка Щ‑402, которая торпедировала 14 июля 1941 года вражеский транспорт водоизмещением 3000 тонн. В конце войны героизм проявил балтийский экипаж лодки С‑13. С первого и до последнего дня войны находились в море черноморские подводники. Они доставляли в Одессу и Севастополь боеприпасы и горючее для самолётов. Моряки решительно действовали на коммуникациях, нанося судоходству противника серьёзный урон. Семь черноморских лодок были награждены орденом Красного Знамени, пять получили гвардейское звание. Стоит сказать, что единственная лодка Тихоокеанского флота С‑56, выслужив свой срок, в день 30-летия Победы была установлена на пьедестале во Владивостоке на берегу бухты Золотой Рог. В 1943–1945 годах, совершив переход из Тихого океана на Север, С‑56 потопила 13 и повредила 2 вражеских корабля и транспорта. Экипаж лодки Щ‑408 повторил подвиг, похожий на тот, который совершил крейсер «Варяг» в период Русско-японской войны 1904–1905 годов. Когда Щ‑408 окружили 8 фашистских сторожевых катеров, осыпавших лодку глубинными бомбами, «щука», израсходовав весь запас воздуха и электроэнергии, всплыла и приняла неравный артиллерийский бой. Когда кончились снаряды, командир приказал открыть кингстоны. Военно-морской флаг, гордо реющий на флагштоке и означающий, что подводники предпочли гибель сдаче в плен, ушёл под воду не спущенным. В наши дни, когда возле острова Вайндло, где сражался экипаж Щ‑408, проходят боевые корабли, они приспускают флаги, отдавая дань памяти павшим героям.
Советские подводники за годы Великой Отечественной войны потопили 322 транспорта и 87 боевых и вспомогательных кораблей и катеров противника. 26 советских подводников удостоены звания Героя Советского Союза.
День моряка-подводника
19 марта на главной базе Тихоокеанского флота России отметили свой праздник моряки-подводники, их близкие, обеспечивающие надёжный тыл, а также конструкторы, инженеры, рабочие – то есть те, кто проектирует, создаёт, строит и ремонтирует подводные лодки. Краснознамённый Тихоокеанский флот, камчатский Вилючинск и Владивосток сегодня – главное место дислокации подводных сил России. 19 марта во всех частях и соединениях моряков-подводников Тихоокеанского флота прошли праздничные мероприятия в честь Дня подводника Российского Военно-морского флота. Во Владивостоке подводники всех поколений традиционно встретились у легендарной подлодки С‑56 у мемориала «Боевая слава Тихоокеанского флота».
Впрочем, более чем столетняя история подводного флота России берёт своё начало именно от тихоокеанских берегов. Во Владивостоке к концу 1904 года базировались лодки «Форель», «Сом», «Дельфин», «Касатка», «Налим», «Скат» и «Шереметьев». 1 января 1905 года, то есть 115 лет назад, по приказу командира Владивостокского порта был сформирован «отдельный отряд миноносцев», начальником которого стал командир подводной лодки «Касатка» лейтенант А. В. Плотто. 29 апреля того же года в 70 милях от Владивостока, у мыса Поворотный, состоялась первая «встреча» русских лодок «Дельфин», «Касатка» и «Сом» с японскими кораблями. Боестолкновение было коротким и, несмотря на то что победы не принесло, сыграло очень важную роль в дальнейшем. Японское командование, убедившись, что у русского флота есть в наличии подлодки, охраняющие подступы к Владивостоку, отказалось от дальнейших попыток атаковать город с моря. Стоит сказать о том, что к началу Русско-японской войны 1904–1905 годов Россия методом проб и ошибок шла непроторенным путём к своему будущему подводного флота. Вначале боевая деятельность подлодок сводилась к несению дозорной службы, ведению ближайшей разведки и охране побережья вблизи Владивостока. И Русско-японская война стала первым морским полигоном, на котором развернулся ещё официально не признанный, но уже давший понять противнику свою силу новый класс боевых отечественных кораблей – подводных лодок.
В 1906 году подводные лодки были внесены в официальную классификацию боевых судов и кораблей российского флота как совершенно новый класс боевых кораблей.
В боевой летописи моряков-подводников Тихоокеанского флота есть беспримерные по мужеству и стойкости длительные походы на предельную автономность плавания, переходы Северным морским путём под паковым льдом Арктики, многомесячные боевые службы в Тихом и Индийском океанах. Им принадлежит первенство в освоении многих типов подводных лодок, оснащённых самыми современными системами вооружения и техники. Родина по достоинству оценила ратный труд подводников-тихоокеанцев. 18 морякам присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Есть среди награждённых и Герои России. Десять экипажей и соединение атомных подводных лодок награждены вымпелами министра обороны за мужество и воинскую доблесть, а одно из соединений подводных лодок в мирное время награждено орденом Боевого Красного Знамени.