>Меры стимулирования необходимы
Кризисные явления в ряде отраслей российского машиностроения, которые наблюдались еще 4–5 лет назад, действительно во многом удалось преодолеть благодаря локальным и притом не в полной мере достаточным мерам господдержки. Однако это вовсе не значит, что при первых признаках стабилизации ситуации следует отказываться от мер стимулирования. Об этом заявил зампред Комитета Госдумы по экономической политике и промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенёв, комментируя предложения рабочей группы по бюджетным проектировкам на 2019–2021 годы отказаться или сократить помощь автопрому, судостроению, транспортному и сельскохозяйственному машиностроению.
«Отсутствие господдержки – это, по сути, дискриминация отечественных производителей, поскольку их зарубежные конкуренты помимо субсидий получают еще и льготы на экспорт своей продукции. До тех пор, пока мы не нащупаем «потолка поддержки», не поймем, что оказываемые меры стимулирования перестали работать, её необходимо не только продолжать, но и увеличивать. В противном случае, мы рискуем нанести ощутимый удар по тем хрупким росткам в отдельных отраслях отечественного машиностроения, которые сейчас только формируются», – подчеркнул парламентарий. По его словам, при принятии соответствующих решений необходимо, прежде всего, оценить возможности роста в текущей экономической ситуации и далеко не всегда руководствоваться первыми позитивными тенденциями, фиксирующимися в отдельных отраслях промышленности.
В качестве примера Гутенёв привёл ситуацию в АВТОВАЗе, который недавно отчитался о росте продаж и увеличении консолидированной выручки. «Это стало результатом целенаправленной деятельности по стимулированию отечественного производителя со стороны главы Минпромторга Дениса Мантурова. За последние два года ведомство сформировало целый ряд механизмов поддержки: помимо утилизационных премий, компенсаций процентных ставок по автокредитам, были введены 100 % компенсация сертификации и омологации наших автомобилей за рубежом, а также значительная компенсация логистических затрат на доставку автомобиля», – заявил первый вице-президент Союза машиностроителей России.
«Сегодня у нас есть все возможности для сохранения этой позитивной динамики. Для этого, вместо обсуждаемых сокращений, наряду с мерами поддержки необходимо также проводить взвешенную политику по отношению к поставщикам комплектующих, понимая, что их низкая маржинальность не позволит обеспечить необходимое качество продукции предприятиям автопрома. А это, в свою очередь, потенциально может негативно сказаться на уровне занятости в моногородах, что недопустимо», – подчеркнул Гутенёв.
Ситуация, складывающаяся в судостроительной отрасли, по словам депутата, также требует продолжения мер господдержки, а не их сокращения. Начиная с 2014 года, верфями ОА «ОСК» были сданы 54 единицы судов и морской техники, из них 11 судов – в 2017-м году. Именно они принесли рекордную для гражданского сектора ОСК сумму выручки – 35 млрд рублей. При этом эффективной мерой стимулирования спроса на государственном и корпоративном уровне стала реализация ОСК программы льготного лизинга в сегменте гражданского судостроения, на которую в 2017 году были получены дополнительные средства сумме 3,4 млрд рублей.
Как отметил Владимир Гутенёв, «…именно расширение продуктового ряда гражданского судостроения с высокой добавленной стоимостью позитивно сказывается на формировании долгосрочного портфеля гражданских заказов».
«Поэтому сейчас как никогда необходимо предоставить возможность российским верфям в рамках проводимой политики импортозамещения развивать производство, повысить загрузку мощностей предприятий, что позволит довести долю гражданской продукции в портфеле ОСК к 2030 году до 50 %, как того требуют поручения руководства страны», – резюмировал депутат.