>110 лет подводному флоту России
19 марта в России отмечается День моряка-подводника — профессиональный праздник военнослужащих и гражданского персонала подводных сил Военно-морского флота Российской Федерации, установленный Главкомом ВМФ РФ в 1996 году. В 1906 году по указу императора Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый разряд кораблей — подводные лодки. Этим же указом в состав Российского флота были включены 10 подводных лодок. Первая из них — «Дельфин» — была построена на Балтийском заводе в 1904 году. Русско-японская война стала первой в мировой истории войной, в которой принял участие еще официально не признанный, но уже заставивший противника дрогнуть новый класс военных кораблей — подводные лодки.
В этот день на всех флотах нашей страны моряки вспомнят тех, кто стоял у истоков создания подводных сил России, тех, кто в грозные годы Первой и Второй мировых войн громил врага в морях и океанах, внезапно появляясь вблизи неприятельских конвоев. Конечно же, вспомнят моряки героические экипажи подлодок «Вепрь» и «Пантера», умело воевавших с немецкими и английскими кораблями в 1919 году.
В 20-30-е годы развернулось широкое строительство ПЛ типа «Д» («Декабрист»), «Щ» («Щука»), «С» и «М» («Малютки»). Накануне Великой Отечественной войны в состав подводных сил вошли большие океанские лодки типа «К» («Крейсерские»), мощные подводные крейсеры. Больше всего в тот период было построено малых подводных лодок типа «М» (78) и средних типа «Щ» (77 лодок). К июню 1941 года в составе ВМФ насчитывалось уже 212 подводных лодок.
С первого и до последнего дня войны находились в море черноморские подводники. Они доставляли в Одессу и Севастополь боеприпасы и горючее для самолётов. Решительно действовали на коммуникациях, нанося судоходству противника серьёзный урон. Семь черноморских лодок были награждены орденом Красного Знамени, пять получили гвардейское звание. Тихоокеанский флот прославила подлодка С-56, которая совершила поход из Тихого океана на север. В 1943-1945 годах она повредила 13 и потопила 2 вражеских корабля и транспорта. За подвиг С-56 награждена орденом Красного Знамени и удостоена гвардейского звания, а её командир стал Героем Советского Союза. В одном из номеров газеты Приморского регионального отделения СоюзМаш России «ПП» мы рассказывали о героической эпопее славного экипажа этой подводной лодки. После войны С-56 возвратилась на Тихий океан. Выслужив свой положенный срок, в день 30-летия Победы подлодка была установлена на пьедестал на берегу бухты Золотой Рог во Владивостоке. Мемориал ТОФ сегодня посещают сотни туристов, среди которых немало иностранцев. Посещение С-56 — это уже добрая «международная» традиция.
Атомоходы
Отгремели залпы Великой Отечественной войны, однако необходимость надёжно защищать интересы нашей Родины на морях и океанах и обеспечивать неприкосновенность её морских рубежей в условиях противостояния с США никуда не исчезла. В конце 40-х годов в стране началось строительство океанских подводных лодок. АПЛ — такая аббревиатура была документально принята для обозначения атомных подводных лодок, строительство которых было развёрнуто в конце 50-х годов. В тот период появились такие подводные атомоходы, как «60 лет Великого Октября», «Ленинец», «Красногвардеец», «Ленинский комсомол», «50 лет СССР» и другие. Именно тогда наши АПЛ стали рекордсменами по автономности. Автономностью называется способность корабля длительное время находиться в море без пополнения принятых на борт перед выходом запасов. Накануне Великой Отечественной войны лодки проверялись в длительных походах. Каждый тип ПЛ был рассчитан на определённую длительность непрерывного плавания. Дизельная лодка Щ-117, например, в 1936 году пробыла в море 40 суток. Одновременно этой лодкой был установлен рекорд пребывания под водой на ходу — 340 часов 35 минут. Все члены экипажа Щ-117 были награждены орденом «Знак Почёта», а командир Н. Египко и комиссар С. Пастухов — орденом Красной Звезды. В дальнейшем наши моряки продолжили бить морские рекорды. Экипаж атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» в 1962 году в сложных и трудных условиях плавания под многометровыми льдами всплыл в районе Северного полюса и водрузил там государственный флаг. Экипаж атомохода был награждён орденами и медалями, а его командир капитан 2-го ранга Л. Жильцов, командир электромеханической боевой части капитан 2-го ранга инженер Р. Тимофеев и руководитель похода контр-адмирал А. Петелин удостоены звания Героя Советского Союза.
Окончание следует