>От геликоптера – к вертолёту

Уходящий 2019 год знаменателен многими важными календарными датами и событиями. Одно из них – 110-летие со дня рождения М.Л. Миля, советского конструктора вертолётов марки «Ми», которые эксплуатируются и сегодня.

Есть в отечественном авиастроении другая дата – 25 сентября 1929 года. Да, 90 лет минуло с той поры, как первый советский автожир КАСКР‑1 «Красный инженер», разработанный конструкторами Камовым и Скржинским, поднялся в воздух. Пилотировал автожир лётчик-испытатель Иван Васильевич Михеев. Впрочем, его создатель Николай Камов находился за спиной летчика, в задней кабине. Именно Камову принадлежит приоритет в создании советских автожиров. Скажем так, наши конструкторы довольно быстро догнали испанцев, которые придумали автожир (геликоптер, от латинского и греческого сочетания слов «винт» и «кружащийся»). Изобрёл его Хуан де ла Сьерва в 1919 году, его автожир С‑4 совершил свой первый полёт 9 января 1923 года. Если учесть, что в России в 19-м шла Гражданская война и было, казалось бы, не до изобретений, мы всё равно догнали испанцев довольно быстро. Если говорить о сегодняшнем дне, то Россия далеко оторвалась от испанцев в вертолётостроении.

Более того, Николаю Ильичу Камову принадлежит приоритет в создании автожира, воздушные винты которого, несущие аппарат, не соединены с валом двигателя, а являются роторами. Их вращает встречный поток воздуха, создаваемый при поступательном движении аппарата под действием тяговых винтов, приводимых во вращение от двигателя. Таким образом, автожир представляет собой летательный аппарат тяжелее воздуха, в котором подъёмная сила создаётся самовращающимся винтом. В 1940-х годах название «вертолёт», придуманное Камовым, стало общеупотребительным, вытеснив иностранное слово навсегда.

Николай Камов, читая лекции студентам, неустанно повторял: «Авиационными инженерами не рождаются, ими становятся». Камов родился далеко от Москвы, в сибирском городе Иркутске. Его отец, Илья Михайлович Камов, был коллежским асессором и преподавал в Иркутском коммерческом училище, позднее становится его директором. Мать Николая играла видную роль в общественной жизни дореволюционного Иркутска: состояла в родительском комитете 1-й Иркутской женской гимназии, входила в иркутский отдел Российского общества защиты детей. Поступив в коммерческое училище, Николай Камов получил прекрасное образование. Программа была разнообразной: кроме обязательных дисциплин преподавались технические и специальные предметы, в том числе изучение нескольких иностранных языков.

Будущий авиастроитель окончил училище в сентябре 1918 года с золотой медалью. Несмотря на разгорающуюся Гражданскую войну в России, отличник сразу же поступает в Томский технологический институт на механический факультет. Уже тогда Николай выделялся из среды других студентов умением оперировать своими знаниями, всегда творчески подходил к научным вопросам. Экзамен всегда превращался в интереснейший разговор, перерастая в дискуссию. Питая страсть к летательным аппаратам, он был активным членом институтского аэрокружка.

Высокую оценку знаниям Николая Камова в 1923 году дал профессор И. И. Бабарыкин. Поздравляя выпускника института с присвоением звания инженера, он отметил, что сочетание ясного ума и золотых рук его ученика даёт основание предполагать, что со временем он станет крупным инженером. Профессор не ошибся. И всё же жизненный путь Николая Ильича Камова лёгким назвать нельзя.

от admin